Ян
Старейшина
Андрей ГРЕЧАННИК, KP-AVTO.RU — 06.04.2010
http://kp-avto.ru/article/9216/
Я бы добавил еще:
6. Статья 20.18. Блокирование транспортных коммуникаций
Организация блокирования, а равно активное участие в блокировании транспортных коммуникаций -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
http://kp-avto.ru/article/9216/
Пасхальные празднества завершились, но впереди у нас долгие майские праздники. Они сопряжены с тем, что погода весной улучшается, люди тянутся на пикники, а это, как известно, не только жареное мясо, но и напитки, которыми его запивают. Не подумайте - мы за трезвую езду и полное соблюдение ПДД. Но хотим еще раз предупредить, что автомобилисты по весне чаще оказываются под угрозой провести за решеткой 15 суток.
Об административном аресте и новых разъяснениях Верховного суда по этому поводу в эфире радио «Комсомольская правда» мы говорили с адвокатом столичной коллегии «Адвокатская лига» Александром Разумовским.
- Действительно, есть такие казалось бы безобидные случаи, когда люди находились за рулем, просто отдыхали, и все равно у них отбирали права. Были такие случаи (я листал судебную практику и даже общался с людьми), когда водители оставляли машину, забывали там свой бумажник, поднимались вечером в квартиру, выпивали немного чего-то алкогольного, спускались за бумажником, и в это время происходили встречи с сотрудниками правоохранительных органов, которые чувствовали запах изо рта. А раз он в машине – значит все…
- А они имеют на это право? Например, я в машину не сел, дверь только открыл, и как бы от меня ни пахло – ноги у меня не на педалях, а на полу. Я в машине что-то делаю, ковыряюсь – и что, за это могут привлечь?
- Могут привлечь, и практика судов такова, что привлекают тогда, когда человек находится не в непосредственной близости от машины, а контактирует с автомобилем, будучи в нетрезвом состоянии. Были и курьезные случаи: человек находился за рулем, был несколько пьян, его представители ГИБДД нашли в такой ситуации и отняли права, но на суде вернули, потому что в тот момент машина была без двигателя! Двигатель был снят - на ремонте, естественно, суд сказал, что ни при каких обстоятельствах он бы не смог управлять данным транспортным средством, следовательно, нельзя было рассматривать эту машину как транспортное средство, которое могло бы двигаться и нанести вред окружающим.
- На самом деле оправдан такой подход - наказывать тех водителей, которые только-только собрались садиться в машину. Предположим, машина стоит заглушенная где-то на пригорке под уклоном, включена первая передача, чтобы она не покатилась. И человек, садясь, может машинально нажать на педаль сцепления, и, не дай бог, там слабый стояночный тормоз. И машина покатится, даже будучи незаведенной. А сзади люди…
- Еще случаи из практики – права отнимали даже у нетрезвого водителя, на машине которого было снято колесо. Он находился за рулем в нетрезвом состоянии, и судья выяснил, что запасное колесо было в багажнике, следовательно, он мог его поставить и управлять транспортным средством и тем самым совершить дорожно-транспортное происшествие с жертвами - это и принималось во внимание, и действия сотрудников ГИБДД были полностью оправданы.
- Не только за пьянку за рулем (если водитель был к тому же лишен права управления) человек может сесть - оказаться за решеткой. Водитель может оказаться неплательщиком штрафов, если он не заплатил штраф в течение сорока дней (10 на обжалование, 30 на уплату), то он тоже может оказаться в том числе и за решеткой на 15 суток. Но там есть альтернатива – уплатить двойной штраф.
- Да, конечно, альтернатива есть. А если есть альтернатива, то суды стараются именно брать по низшей планке, не лишать прав, а взимать штрафы. Если, конечно, ранее не было крупных серьезных административных правонарушений, нарушений правил дорожного движения, если тот, кто совершил данное нарушение, раскаивается. Тогда обычно стараются не прибегать к строгим наказаниям. Я считаю, что самое строгое наказание – арест до 15 суток.
- Пятнадцать суток грозит и тем, кто транспортным средством управляет, будучи лишенным такого права. То есть его уже за нарушение правил дорожного движения прав лишили, судебное решение вынесено, оно вступило в законную силу. Но ему неймется, он открывает дверку своего автомобиля, садится, заводит, поехал... Попался – опять санкция до 15 суток.
- Вот здесь никто церемониться не будет, здесь точно арест.
- Еще 15 суток грозит за невыполнение требования сотрудника милиции пройти медосвидетельствование на состояние алкогольного опьянения. При условии, если водитель был лишен водительского удостоверения, либо просто не является водителем, то есть, у него нет водительского удостоверения. Уселся пьяный без всяких «корочек», поехал, его остановили – он говорит: ни в какую дышать не буду, никуда не поеду. Это приравнивается к тому, что он сам признал себя пьяным, и поэтому 15 суток ему тоже светит. И это тот случай, когда вряд ли стоит считать арест суровым наказанием.
Дайте возможность потягаться
- Не секрет, что суды выносят решения, во многом опираясь именно на милицейские протоколы. Есть ли возможность у адвоката добиться смягчения наказания для своего подзащитного, или все настолько четко прописано и у судей настолько сильно такое отношение, что с ними трудно бороться? Если они думают, что человек заслуживает лишения прав – они его лишат, хоть ты лбом бейся о судейскую трибуну, они ничего не изменят? Если человек никогда не нарушал правила, случайно заехал под «кирпич» - может «словить по полной»?
- Может, и «ловит» по полной. И здесь, если адвокат пытается помочь своему доверителю, нужно отслеживать иные моменты. Не пытаться найти свидетелей. Да, хорошо, если они есть. Но в основном это родственники, либо знакомые, и суды пишут, что эти люди привлечены в процесс для того, чтобы человек мог избежать административного наказания. А протокол сотрудника ГИБДД независимый и является надлежащим доказательством по делу. Поэтому важно смотреть, как составлены протоколы и бумаги. Потому что один из пунктов административного кодекса говорит о том, что любое привлечение к административной ответственности должно происходить в рамках установленного законодательства. То есть в рамках административного кодекса. И если где-то неправильно составлен протокол: что-то не дописано, указана неправильная статья, либо не дана ссылка на тот или иной пункт Правил дорожного движения – такие дела рассыпаются в суде вне зависимости от того, был ли пьян человек, либо он был трезв. Сейчас суды полностью выполняют требования закона, но года 3-4 назад просто пестрила практика: очень много автомобилистов попадались пьяными, была большая категория дел по лишению прав в состоянии алкогольного опьянения. И представители ГИБДД выписывали им фактически повестки в суд, то есть приглашали их своими бумагами – это считалось как повестка. А у нас в суд на разбирательство приглашает сам суд. И люди не приходили, проходило два месяца, и дела прекращались из-за того, что суд не привлекал непосредственно, как по закону это нужно, а привлекали органы ГИБДД.
- Что сами юристы предлагают делать для того, чтобы состязательность в этих процессах все-таки появилась? Чтобы не воспринимать слова сотрудников ГИБДД как истину в последней инстанции – что нужно сделать?
- Я считаю, что необходимо дополнить серьезно раздел «Доказательства» и указать, какие доказательства будут являться ненадлежащими, а какие будут являться надлежащими, и кто их должен представлять. В этом случае процесс будет состязательным. Я несколько месяцев назад слышал, что в Государственной Думе по поводу этого был разговор, были предложения сделать такие процессы состязательными.
До решения суда сидеть не надо
- Возвращаясь к весне и солнцу, вспомню еще один момент, за который водителю можно загреметь на 15 суток – это оставление места дорожно-транспортного происшествия, если он являлся его участником. В летнее время, когда асфальт сухой, скорости высокие – очень много эпизодов, когда происходит ДТП и водитель, задев, ударив, сбив кого-то, не останавливаясь, на скорости проносился. За это очень суровые санкции, вплоть до ареста.
И еще очень важный вопрос, который хотелось бы рассмотреть – не так давно в ГИБДД дали разъяснение по одному существенному моменту. Точнее, дали разъяснение даже не в ГИБДД, а в Верховному суде. И, снова возвращаясь к предстоящим праздникам: если человека задержали за подобное нарушение в праздничный день, то нужно дождаться решения суда о том, посадят его на 15 суток ареста или не посадят. И где он должен находиться, пока суд не рассмотрит его вопрос: домой его отпустить или он будет дожидаться в кутузке? О том, как быть в таких моментах, как раз и были даны разъяснения.
- Считаю, что правильно были даны разъяснения – суд теперь вправе отложить судебные разбирательства и предложить органам внутренних дел приводом доставить нарушителя в суд для того, чтобы принять вопрос по поводу: берут его под арест на 15 суток, либо ему будет иное наказание. То есть на сегодняшний день суды говорят о том, что нет никакой необходимости задерживать человека и томить его несколько дней в камере до суда. Потому что процесс административный, а не уголовный, и нет необходимости взятия под стражу. Здесь арест является наказанием, это не превентивная мера, как в уголовном процессе. Поэтому дали возможность откладывать заседание для дальнейшего приглашения в суд. И еще: обязательно должен присутствовать человек, в отношении которого может быть вынесено наказание в виде ареста до 15 суток.
- А в отсутствие его – никак?
- В том-то и дело, что такие решения никогда нельзя выносить заочно. Обязательно только в присутствии. И это тоже дает некоторым людям возможность уйти от наказания. Они скрываются, ждут два месяца – и после этого проходят все сроки давности по привлечению его к этой ответственности.
СПРАВКА
За что грозит 15 суток
1. За несвоевременную оплату административного штрафа (ст. 20.25 часть 1 КоАП).
2. За отказ пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения водителем, не имеющим права управления ТС либо лишенным права управления ТС (ст. 12.26 ч. 2).
3. За оставление места ДТП его участником (ст. 12.27 ч. 2).
4. За управление ТС водителем, лишенным права управления ТС (ст. 12.7 ч. 2).
5. За управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления ТС либо лишенным права управления ТС (ст. 12.8 ч. 3).
Я бы добавил еще:
6. Статья 20.18. Блокирование транспортных коммуникаций
Организация блокирования, а равно активное участие в блокировании транспортных коммуникаций -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.