Если представить, что житель другого полушария нашей планеты взялся бы судить о дорожной обстановке в нашей стране исключительно по газетам, интернету и блогосфере, то любопытная сложилась бы картина. ...Сквозь неподвижно стоящие в пробках ряды машин, в которых чинно сидят аккуратные, трезвые и причесанные автолюбители, на бешеной скорости с ревом сирен проносятся милицейские автомобили с пьяными ухарями за рулем. Они с разбойничьим посвистом направляют железных монстров на старушек и детей, попутно из окон колошматя палками зазевавшихся прохожих. Но и они частенько жмутся в сторону, чтобы пропустить черные лимузины с синими маячками на крышах – символами высшей власти. Самые смелые повстанцы из числа кристально законопослушных автовладельцев крепят на крышу своих экипажей синие детские ведерки, призванные повергнуть в стыд и раскаяние седоков черных машин. Но обитатели патрульных монстров немедленно срывают эти знаки протеста, а фрондеров увозят в неизвестном направлении, откуда еще никто не возвращался...
Бред, не правда ли? Но когда в очередной загранкомандировке какой-нибудь наивный западный коллега в который раз начинает расспрашивать, действительно ли все проблемы на российских дорогах от бесчинства "полицейско-чиновничьей мафии", то видно, что старания создателей медийной виртуальной реальности не пропали даром.
По работе мне приходится проводить время за рулем практически каждый день. Поэтому сюжетов для собственных наблюдений хватает. Так вот, за последний месяц меня НИ РАЗУ не подрезал и не сгонял с дороги обладатель синих "мигалок". У меня не пытались вымогать деньги сотрудники ДПС. Напротив, когда я заплутал в незнакомом районе и в потемках чуть было не въехал под запрещающий знак, офицер ГИБДД вовсе не вынуждал меня "договориться без протокола", а лишь по-отечески пожурил и даже подсказал как побыстрее выбраться из гиблого места. Честное слово, я сам удивился. Конечно, я не езжу каждый день по Кутузовскому проспекту – главному "мигалкодрому" страны и не наматываю круги вокруг Кремля, вотчине ФСО, но большинство моих маршрутов все же проходит по основным крупным улицам города.
А вот другое было. Я видел в момент исказившееся злобой лицо водителя на соседней правой полосе, чьи старенькие "Жигули" я неспешно опередил. Сзади раздался надсадный рев мотора, рычание проржавевшего глушителя, и в клубах сизого дыма "жигуленок" победно промчался мимо, чуть не зацепив велосипедиста. Это ручку моей водительской двери в ярости рвал выскочивший из новенького "Фокуса" вполне благообразный мужчина в костюме. Он, видать, очень спешил, а я, по его мнению, слишком долго пропускал медлительную парочку пенсионеров на пешеходном переходе. Несколько раз мне пришлось уворачиваться от несущихся в лоб по встречной полосе от самых что ни на есть "гражданских" легковушек. А сколько раз меня подрезали собратья по потоку, поворачивая из дальнего ряда, – не поддается подсчету. Это были не чиновники, не люди в погонах и даже не богатеи в дорогих иномарках. Это были те самые среднестатистические граждане, как вы и я, которые так якобы страдают от засилья власть имущих на дороге.
Если взять статистику происшествий на дороге, то окажется, что процент власть имущих нарушителей не столь уж велик, как нам пытается представить блогосфера и отдельные СМИ. Любая серьезная авария, даже со смертельным исходом, – "событие не медийное", как любят сейчас выражаться журналисты, если виновником трагедии стал не чиновник, не человек в погонах, а "заурядный" гражданин. Другое дело, люди на государственной службе. Будь это хоть ничем не примечательный участковый, живущий на съемной квартире (я знаю таких, поверьте), то будьте уверены - в виртуальном пространстве кости ему перемоют по полной программе, а когорта всевозможных блогеров и комментаторов начнет строить предположения, что виновник, вне всякого сомнения, был пьян, ненавидел все живое и планировал наезд минимум за полгода. Вся эта псевдодемократичная публика в буквальном смысле жаждет крови и частенько недвусмысленно желает милиционерам и чиновникам смерти. Всем без разбора, прямым текстом. Даже пресловутую "Заю, убившую мента" часть интернет-сообщества готова была оправдать за "полезную для общества" деятельность. Это не преувеличение, мне самому не раз приходилось читать в различных форумах откровенное злорадство по поводу гибели сотрудников ГИБДД.
Под нажимом виртуального пространства даже полезная и необходимая борьба с "оборотнями в погонах" порой начинает принимать извращенные формы. Моему знакомому водителю, который возит большого милицейского начальника, в борт служебной "Волги" с ходу вылетел из закоулка потрепанный "Москвич", по уши загруженный мешками с картошкой. Картина происшествия ясна как белый день – правило пропускать транспорт на главной дороге еще никто не отменял. Однако на следующий день в больницу в пострадавшему водителю "Волги" пришли хмурые гаишники: "Будем делать "обоюдку"! В ответ на округлившиеся глаза потерпевшего, стражи дорог, потупив взор, сказали, что независимо от ситуации общественное мнение жаждет видеть виновных среди милиционеров. "Ну кто сейчас поверит, что сотрудник милиции попал в аварию не по своей вине? Скажут, что отмазался. Пойдут лишние проверки. Скажи, что ты тоже виноват, и от тебя быстрее отстанут", – ласково убеждали гаишники собрата по погонам. К счастью, тогда пострадавшему удалось настоять на своем, конфликт был исчерпан, а все виновные получили по шапке.
Однако нарастающая тенденция уже вызывает нешуточные опасения. Если сотрудника или чиновника общественное мнение будет считать априори виновным по "классовому происхождению", то какой им смысл соблюдать ПДД, уголовный кодекс и простые человеческие законы? Они и так уже превращаются в привилегированных изгоев. Как лично мне поведал довольно известный блогер с высшим образованием: "Порядочный человек по определению не может пойти работать в милицию. Лучше всего таких уничтожать заранее". Комментарии излишни...
Если же аварию совершил обычный гражданин, то общественность готова проявить к нему самое горячее сочувствие. Помнится, как год назад известный спортсмен сбил на пешеходном переходе человека. Блогосфера его поддерживала ("держись, братан, мы с тобой"), спрашивала, удалось ли "отмазаться", некоторые просто считали этот инцидент ошибкой или милицейской (а какой же еще!) "подставой". И ровно те же самые люди каждый раз откровенно негодуют и требуют сурового наказания, когда аварию совершает государственный служащий.
Так какой справедливости требует огромная часть автомобильной общественности? Права жить и ездить строго по закону или права всем оставаться одинаково безнаказанными? Скорее, второго... Ведь в первом случае нельзя будет утверждать, что "60 км/ч – для лохов", нельзя будет объезжать заторы по встречной полосе или обочине, нельзя будет парковаться где угодно... Ведь все эти "неправильные" чиновники и милиционеры – кривое зеркало нас самих. Не с Марса же их нам завозят. Просто судьба так распорядилась, что им можно, а нам нельзя. А хочется наоборот...