13 мая депутаты должны во втором чтении рассмотреть законопроект о передаче ГТО в частные руки. Что нового содержится в этом документе?
Вообще его новым не назовешь - создавался законопроект в 2009 году. Задолго до недавних апрельских очередей на пункты инструментального контроля (ПИКи) и ночных бдений автомобилистов в ожидании заветного талончика. И до того, как Президент РФ Дмитрий Медведев предложил «или вообще отменить техосмотр, или сделать его беспроблемным для граждан и, может быть, изъять это из компетенции МВД, чтобы все это происходило в заявительном ключе».
Еще летом прошлого года законопроект главы Комитета по транспорту Сергея Шишкарева был одобрен на совещании у первого зампреда правительства Игоря Шувалова с членами правительственной комиссии по безопасности дорожного движения. С учетом замечаний рабочей группы Минэкономразвития и ГИБДД. И даже прошел первое чтение в Госдуме в начале июля 2010 года.
Суть документа - функции техосмотра передавались из ГИБДД в частные СТО. Но тогда глава государства усомнился: «данная норма может содержать коррупционные риски». И документ завис на девять месяцев в чиновничьих кабинетах.
Теперь Комитет Госдумы по транспорту будет рекомендовать нижней палате парламента вновь принять законопроект «Об обязательном техническом осмотре в РФ». В начале мая спешно проходили консультации по законопроекту между правительством, государственно-правовым управлением Президента РФ и Госдумой. 13 мая депутаты будут рассматривать документ во втором чтении. И, если все пойдет гладко, к середине июня большинство положений уже может вступить в законную силу, об этом сообщил глава комитета Сергей Шишкарев.
Что изменилось в документе спустя девять месяцев? Главное остается: никто техосмотр менять и тем более отменять не собирается. Он останется почти в прежнем виде: новые машины будут иметь право не проходить ТО три года, машины до семи лет будут проходить техосмотр раз в два года, свыше семи лет - каждый год, а автобусы и маршрутки - раз в полгода. Но право проведения ГТО постепенно передадут частникам. Правда, раньше им предлагалось стать участниками неких «саморегулируемых организаций». Теперь стало проще: дилерские техцентры или маленькие СТО будут получать аккредитацию у государства. Будет разработан специальный перечень требований к организациям, которые будут заниматься техосмотром. Кто будет это контролировать - полиция или Министерство транспорта, - пока не определено. Тарифы на стоимость проведения техосмотра также будет устанавливать государство.
Второй момент: назначен двухлетний переходный период, в течение которого талон ГТО можно будет получить как по старой схеме (в ПИКе ГИБДД), так и у частника. Раньше в проекте на это отводился год. Вот, собственно, и все отличия.
- Ничего кардинального, что требовало бы девяти месяцев работы, там нет, - сказал сам Сергей Шишкарев по поводу долгого ожидания второй редакции законопроекта. По его словам, палки в колеса документа вставляло МВД - Министерству внутренних дел выгодно было сохранять за собой функцию контроля за проведением ГТО, и сроки предоставления поправок ко второму чтению искусственно затягивались.
В результате, как объяснил Сергей Шишкарев, «в течение двух лет полностью процедура государственного технического осмотра должна быть передана из ведения полиции в коммерческий сектор».
Как полагаете, там нельзя будет создать пресловутые «кормушки»? Судя по всему, к кардинальным изменениям самого подхода к проблеме депутаты не готовы. Будто и не услышали они слов президента, а просто ведется, как говорится, «текущая работа по совершенствованию правовой базы». Да, очереди - дело сезонное, и они уже рассосались. Ажиотаж постепенно уляжется, и талончик снова можно будет запросто купить, бессмысленная профанация останется. А потом вновь придет апрель, и вернутся очереди, ажиотаж, вырастет «такса»...
Во время встречи с ветеранами Великой Отечественной войны накануне празднования Дня Победы Дмитрий Медведев вновь вернулся к предложению об отмене ГТО: «Надоел техосмотр? На мой взгляд, это действительно довольно бесполезная вещь. Примем решение, которое будет необременительным для всех». Является ли предложенный законопроект тем самым необременительным для всех решением - вот вопрос.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Сергей КАНАЕВ, лидер российской Федерации автовладельцев:
«Передать функции техосмотра страховщикам»
- Техосмотр не отменят, это понятно. Но нужно сделать его разумным, бескоррупционным и заинтересовать в его прохождении самого автовладельца. Я бы предложил передать его проведение страховым компаниям как наиболее заинтересованным в этом организациям. Чтобы их сертифицированные техцентры проводили осмотр и выдавали диагностические карты. А без этой карты автовладелец не будет иметь возможности застраховать машину или страховка будет стоить дороже, чем устранение неисправностей.
Сергей ТКАЧЕВ, гендиректор компании «Автопробег»:
«Надо ужесточать нормы»
- В случае проведения ТО на частных СТОА точно очередей не будет: везде есть запись. Конкуренция в этой сфере сделает работу станций ТО объективной, и риск «развода» должен сойти на нет. Все-таки надо идти в сторону цивилизованного общества. А когда у нас средний возраст авто будет 7 - 10 лет и появится ответственность за коррекцию пробега автомобиля, тогда и упростить что-то можно будет. А сейчас, наоборот, надо ужесточать нормы и требования к техническому состоянию легковых и грузовых автомобилей. Это наша безопасность. Некоторые автомобили, которые можно увидеть на дороге, опасны, и их место давно уже на свалке.
КСТАТИ
В Общественной палате РФ открыли «горячую линию» «Что делать с техосмотром?». До 18 мая по телефону 8-800-700-8-800 и электронной почте
tehosmotr@oprf.ru можно будет сообщить свои предложения: нужен ли ТО, если нужен, кто должен давать заключение о пригодности к использованию транспортного средства и на основании каких показателей.
Как объяснил Сергей Вострецов, председатель профсоюзной организации Соцпроф, курирующий работу этой «горячей линии», в конце мая члены Общественной палаты на слушаниях обобщат предложения и направят их Президенту РФ.