Еще "немного" про ОСАГО

Тема в разделе "Страхование и кредитование", создана пользователем Ян, 22 фев 2010.

  1. Ян

    Ян Старейшина

    Регистрация:
    23 авг 2008
    Сообщения:
    4,933
    Адрес:
    Москва, самое южное Бутово (Щербинка)
    Реальное имя:
    Ян
    Машина:
    Был Jazz Sport, теперь Subaru Forester
    Ругаться с автостраховщиками бесполезно. Сразу идите в суд!
    Андрей ГРЕЧАННИК, KP-AVTO.RU — 22.01.2010
    http://kp-avto.ru/article/8594/

    О том, как добиться своего от страховой компании, мы разговаривали в прямом эфире на радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) c Сергеем Беляковым, основателем сайта «Как бороться со страховой компанией».

    - Человек приобрел полис и думает, что все проблемы будут решены. Вроде как без его участия. Все оплачено.

    Сергей Беляков:

    - К сожалению, это не так. Чтобы проблемы были решены так, как надо, нужно выполнять свои обязанности, предусмотренные, в частности, правилами ОСАГО и законодательством об ОСАГО. В первую очередь это касается документов, которые надо предоставлять в страховую компанию, чтобы получить выплату в нужном размере. Список этих документов регламентирован правительством Российской Федерации в правилах обязательного страхования. Он достаточно конкретен и четок. Но наши автолюбители часто не обращают на это внимание. И сталкиваются с элементарными трудностями.

    Начинать надо с момента оформления ДТП в ГАИ. Должны быть представлены документы на собственность на автомобиль, документы на право управления, банковский счет, чтобы можно было получить выплату. И все эти документы должны отдаваться под расписку, чтобы всегда можно было доказать, что свои обязанности пострадавший исполнил.

    - Люди, которые хотят все застраховать, оформляют «полное» КАСКО - от всех случаев. Потом оставляют машины на улицах: припарковались и ушли по делам. Приходят – царапина. Ведь много хулиганских случаев, случаев вандализма. Человек думает: у меня КАСКО, страховщики возместят. Ничего подобного. Будут до последнего сопротивляться возвращать эти деньги?

    Сергей Беляков:

    - Совершенно верно. Надо понимать, что здесь уже идет речь о страховании имущества. При таком виде страхования правила всегда индивидуальны. Все страховые компании имеют свои правила, в каждых правилах есть свои нюансы. Но общий порядок по сути везде одинаков. Все выплаты, за исключением специально оговоренных случаев, производятся на основании документов из компетентных органов. Если это пожар – из пожарной части, наводнение – видимо, Гидрометцентр. А в подавляющем числе случаев это милиция.

    - А сосулька упала на машину?

    Сергей Беляков:

    - Это вопрос к ДЕЗу. Если сосулька упала неправильно и в неправильном месте, то в таком случае за это, если этот случай страховой, надо оформлять документы, получив документы из ДЕЗа. Но падение сосулек, как и падение летающих аппаратов, очень часто не считается страховым случаем. Это специально оговаривается в правилах страхования. Зимой падение сосулек актуально. Нельзя поставить машину там, где не упадет сосулька, нет такой технической возможности. Возникла проблема, значит, надо обращаться в ДЕЗы. Они обязаны следить за состоянием крыш и приводить их в порядок. Далеко не факт, что этот случай будет страховым. Но, возможно, и ДЕЗу придется отвечать за свою некачественную работу.

    - Как узнать, какой случай страховой? Жизнь богата на напасти. В офисе страховой компании обо всем говорить не будут, они в этом не заинтересованы.

    Сергей Беляков:

    - Лучше всего читать. Вопрос – где. К каждому полису страхования всегда в каждой компании выдаются правила страхования. Там четко описано, какие случаи являются страховыми.

    - Но их сложно читать. Там малопонятный многим юридический язык.

    Сергей Беляков:

    - Значит, нужно общаться с юристами. Мы же не лечим себе зубы сами, мы не стоматологи. Когда вы заключаете договор страхования вашего имущества, стоит консультироваться со специалистами в этой области. Он посмотрит правила, изучит, найдет подводные камни. Возможно, в условия конкретного договора могут быть внесены какие-то изменения. Но правила нужно изучать до подписания договора.

    - А что такое типовой договор? Вообще, в договорах страхования может быть большая разница?

    Сергей Беляков:

    - В рамках ОСАГО все эти договора типовые, утверждены постановлением правительства. ОСАГО – это страхование ответственности, там договор типовой. Он имеет хождение на всей территории Российской Федерации для всех наших автомобилистов. Когда мы говорим о страховании имущества и о КАСКО, типовых договоров быть не может. Они все индивидуальные. Каждая страховая компания действует по своим правилам, за счет нюансов общих правил.

    - Если в условиях договора, который предоставляет компания, есть такие пункты, которые меня не устраивают? Люди обычно надеются, что такие случаи не настанут. Или думают, что этот документ нельзя исправить. И подписывают. Можно ли договориться, приходя в нашем случае в страховую компанию, о внесении изменений в эти самые их типовые шаблонные договоры? Сказать: меня эти пункты не устраивают, а в этом пункте это слово поменяйте на другое.

    Сергей Беляков:

    - Можно. Но нереально. Потому что работник страховой компании, видя, что вы человек грамотный, читаете договор, не захотят потом иметь с вами проблем. По возможности они стараются такие изменения не вносить. Но нет исключений из правил. Грамотные люди все равно добиваются нужных для себя условий.

    Звонок радиослушателя. Лилия:

    - Был случай недели две назад, мою знакомую на мосту обгоняли, она стояла в левом крайнем ряду. «Зацепили» крыло и спокойно уехали. У нее только ОСАГО. Что можно сделать в этой ситуации? Реально получить деньги, если это не ее вина. И по поводу КАСКО: мы платим немаленькие деньги, а после этого за то же сбитое зеркало начинаем надрываться, бегать, предоставляем справки... И ждем возврат денег больше двух месяцев. Чтобы выплачивали раньше, я не слышала ни об одном таком случае.

    Сергей Беляков:

    - По поводу случая, когда «зацепили» крыло на мосту, а потом скрылись. Здесь, к сожалению, если не найти это транспортное средство, ничего получить будет нельзя. Более того, нужно не только найти транспортное средство, нужно еще и установить водителя, который был за рулем. А это практически нереально. Потому что милиция искать не будет. Даже запомнив номер этой машины, вызвав сотрудников ДПС, оформив ДТП, практически сделать это невозможно. Такова наша реальность.

    - А как нужно было поступать в такой ситуации?

    Сергей Беляков:

    - С точки зрения законодательства – вызывать сотрудника ДПС, потому что это дорожно-транспортное происшествие. Но, если сам не заметил номер машины, тогда хотя бы свидетелей самому искать. Может, заметил кто-то, кто ехал рядом с вами. Но вероятность нахождения этого транспортного средства, тем более установления водителя, который там был за рулем, повторяю, очень невелика. Часто это не приводит ни к каким последствиям. Если нет КАСКО, то получить возмещение в силу законодательства невозможно. И ответ на второй вопрос - по поводу сроков выплат по КАСКО: в правилах написаны сроки, которые предусматриваются на выплату страхового возмещения. Они очень часто нарушаются. Люди думают: я заплатил немаленькие деньги, еще и бегаю, все это собираю. Ответ простой: вы платили за то, за что вы платили. КАСКО – это свобода договора. Вас вообще никто не обязывал его заключать. Если вы его заключили на определенных условиях, значит, эти условия должны выполняться двумя сторонами. Если страховая компания свою часть обязательств выполняет ненадлежаще, обращайтесь в суд, доказывайте неправоту страховой компании, получайте страховое возмещение таким путем. В нашей стране другого законного пути нет. А уж на риторический вопрос - почему так происходит, ответ один: потому что это наша страна.

    - А досудебные способы воздействия на страховщиков есть? Обратиться в Российский союз автостраховщиков, например.

    Сергей Беляков:

    - Начнем с того, что Российский союз автостраховщиков (РСА) имеет отношение только к договорам ОСАГО. К КАСКО это вообще не относится. Есть еще Федеральная служба страхового надзора (ФСН). Туда можно обратиться с жалобой. Можно обратиться и к руководству компании, с которой есть спорные ситуации. Но в 99,9 % случаев это не помогает. Потому что любая коммерческая организация, каковой является страховая компания, заинтересована в получении прибыли. Чем позже она заплатит (или не заплатит совсем), тем для нее выгоднее. Это цинично, но это факт. Поэтому обращаться надо в суд. Чем быстрее, тем лучше. Быстрее получите свои деньги.

    Звонок радиослушателя. Юрий:

    - Я на протяжении десяти месяцев борюсь со страховой компанией. Стоял на перекрестке, не двигался, передо мной в лобовую бьются две машины. Одну разворачивает. И ей мне разворотило полмашины - переднюю часть. Сотрудники СК оценил это все в 29 тысяч 400 рублей. Другие оценщики насчитали порядка 150 тысяч, не учитывая работу. Они утверждают, что сейчас идут расценки 2003 года, они не менялись. Но все равно, какие расценки. У меня машина бизнес-класса, «Хендэ-Соната». Сейчас я написал заявление на пересмотр. Но мне сказали, что это ничего не решит. Что дальше делать?

    Сергей Беляков:

    - Сделайте для себя вывод – надо обращаться в суд. С документами. Нужно получить заключение независимой экспертизы о стоимости восстановительного ремонта вашего автомобиля. Уже в суде доказывать сумму ущерба, который причинен вашему имуществу. Но надо понимать, что может не хватить лимита, предусмотренными правилами ОСАГО. Поэтому, возможно, здесь придется подавать в суд на двух ответчиков – страховую компанию и непосредственного виновника ДТП. Потому что больше лимита ответственности страховая компания заплатить не может.

    - А есть какие-то официальные расценки как основа для расчета?

    Сергей Беляков:

    - Расценки есть, все эксперты должны ими руководствоваться. Только почему-то, считая по одним и тем же методикам, оценщики страховых компаний и независимые оценщики получают разные цифры. Издаются справочники по нормо-часам на сервисах, издаются они каждый месяц. Но стоимость даже запчастей можно считать по-разному. Люди часто не учитывают, что, согласно закону, возмещение производится с учетом износа транспортного средства. Если автомобиль не новый, к сожалению, этот износ на запчасти может доходить до 80 %. Если что-то стоит 100 рублей, на руки можно получить от этого только 20 рублей. Но в 90 случаях из 100 страховые суммы выплат занижают. Можно считать срок поставки запчасти месяц, можно – 1 день. Можно брать оригинальные запчасти, можно неоригинальные. На это и есть работа экспертов, которые должны отстаивать свои заключения, в том числе и в судебных органах, если вопрос доходит до суда.

    - Сергей, по опыту, какие судебные решения по подобным случаям чаще выносятся? Если дело ясное: человек приходит в суд, подает документы, предъявляет результаты независимой экспертизы, суд присудит какое возмещение?

    Сергей Беляков:

    - Здесь могут быть варианты. Все зависит от качества экспертного заключения, которое представит потерпевший. Суд может назначить и свою экспертизу, если не сможет понять, кто из экспертов прав. Может и вынести решение, исходя из качества одной или другой экспертизы. Если брать сложившуюся на сегодня судебную практику, то суды стоят на стороне потерпевших. Судьи – тоже люди.

    Звонок радиослушателя. Николай:

    - Я был лишен прав на четыре месяца. Машина стояла все это время. Страховка ОСАГО как-то будет продлеваться?

    Сергей Беляков:

    - То, что вы были лишены прав, согласитесь, не мешало вам на это время передать машину в пользование кому-то еще. Например, нанять водителя, чтобы он вас возил. Поэтому никаких законодательных оснований для того, чтобы эта страховка была продлена без какой-то доплаты, просто нет.

    - Так на что рассчитывать, на чем сконцентрироваться при общении со страховыми компаниями?

    Сергей Беляков:

    - Читать правила, читать законы, и делать это внимательно. Исполнять то, что написано в плане обязанностей, возложенных на потерпевших и на страхователей. Требовать того же от второй стороны по договору, четко понимая свою позицию и свою правоту. Не бояться идти в суд. Суд – это не страшно.


    Поправки в закон «Об ОСАГО»: хуже или лучше будет жизнь автомобилистов?
    Андрей ГРЕЧАННИК, KP-AVTO.RU — 02.02.2010
    http://kp-avto.ru/article/8658/

    Президент России Дмитрий Медведев утвердил изменения в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», сообщила во вторник пресс-служба Кремля. Этот документ, как мы писали, был принят Госдумой 22 января и одобрен Советом Федерации 27 января этого года.

    В законе говорится, что расходы на материалы и запасные части определяются с учетом износа комплектующих изделий, деталей, узлов, агрегатов, которые подлежат замене при восстановительном ремонте. И порядок исчисления таких расходов будет определять правительство РФ. На эти запчасти не может начисляться износ свыше 80% их стоимости, то есть страховая компания не сможет заплатить за деталь менее 20% ее первоначальной стоимости.

    На самом деле страховщики и до сих пор поступали так же – цену новой запчасти взамен ремонтируемой бэушной было получить нереально. Но раньше законодательной базы под это не было, и возникали споры. Страховщики считали, что с учетом износа пострадавшая в аварии деталь стоит, к примеру, сто рублей рублей, но купить аналогичную за эти деньги оказывалось нереально. Люди шли к независимым оценщикам, обращались в суды, но решения принимались судьями как Бог на душу положит. Назначат страховой выплатить больше – страховщики кричат, мол, пострадавшие «наварились» за их счет, взамен старой детали получили деньги на новую. Назначат выплатить, опираясь на данные страховщика – люди недовольны, что на эти деньги машину не восстановить.

    Необходимость уточнения структуры выплаты по ОСАГО стала актуальной после серии судебных решений, принуждавших автостраховщиков оплачивать восстановительный ремонт по принципу «новое за старое». Это противоречит действующей редакции закона об ОСАГО, но стало возможным из-за нечеткости формулировок, описывающих структуры имущественной выплаты в ОСАГО.

    Теперь размер суммы выплат на материалы и запасные части, которые хозяину машины будет возмещать страховщик, определяется с учетом износа комплектующих, подлежащих замене при восстановительном ремонте, так прописано в документе. Порядок исчисления износа будет оговариваться правительством. То есть именно оно своим постановлением обязано установить правила и коэффициенты его расчета. Но такого постановления еще нет.

    Сейчас страховые компании делают это согласно методике оценки ущерба транспортного средства. Точнее, методикАМ – единой до сих пор не существует, и разница в результатах оценки может отличаться в разы. До тех пор, пока правила и коэффициенты, принятые правительством не появятся, однозначно сказать, на чьей стороне этот закон – страховщиков или автомобилистов – невозможно, так считают эксперты.

    МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

    - Дело в том, что страховщики теперь обязаны учитывать износ деталей, подлежащих замене, в то время как раньше имели все возможности посчитать их по возрасту автомобиля соответственно с выгодой для себя, – 116auto.ru приводит мнение аналитика ИК «ФИНАМ» Константина Романова. – Теперь же законодатели ограничили аппетиты страховщиков, стремящихся оптимизировать выплаты по таким случаям, запретив им начислять износ на «свежие» детали более 80%. То есть по большому счету инициатива направлена на поддержку автомобилистов, которые и так в большинстве случаев не могут получить адекватного ущербу возмещения. Полную стоимость тут никак закон не ограничивает, ее и так невозможно было получить с учетом того, что детали машины в любом случае будут хоть с небольшим, но износом. Поэтому стоимость возмещения будет ближе к сумме реального ущерба автовладельца в случае ДТП.

    - Тот факт, что в законе теперь прописано понятие «износ» - это и плюс, и минус одновременно. Но на получении выплат физическими лицами по ущербу от ДТП это никак не отразится. Значение поправок лишь в том, что они снимают разночтения между мнениями Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда. Первый выступал за выплату с учетом износа, а второй – без учета износа, - объясняет Сергей Беляков, автор сайта «Как бороться со страховой компанией». – Определение потолка износа на уровне 80% - это, как говорится, ни рыба, ни мясо. Во всех методиках эта цифра и раньше была прописана, а случаи, когда эксперты устанавливали износ на уровне 90% стоимости, были единичными, серьезные специалисты этим не грешили.

    Самое интересное для большинства в этих поправках то, что порядок исчисления износа должен будет оговариваться правительством. Но я сомневаюсь, что такой документ появится в обозримом будущем. По аналогии с тем, что в России за семь лет так и не появились эксперты-техники, внесенные в реестр и аттестованные по единой программе расчета стоимости восстановительного ремонта.

    Если постановление правительства о порядке исчисления износа все же появится, я буду рад – часть споров в судах (об исчислении износа) отпадет. Но по-прежнему останутся споры вокруг стоимости запчастей и нормо-часов на СТО. А до появления такого документа эксперты будут по-прежнему считать износ кто-то на уровне, скажем, 10%, а кто-то – 50%.

    КСТАТИ

    Еще один существенный момент: в законе уточнили, кто имеет право на прямое возмещение ущерба и может обратиться за выплатой напрямую в свою страховую компанию. И раньше страховщики, справедливости ради отметим, оказывали услугу всем, кто вписан в полис. Теперь же в законе четко прописано, что все водители, допущенные к управлению этой машиной, имеют право на прямое возмещение ущерба.


    Избавляйтесь от заблуждений по поводу ОСАГО!
    Андрей ГРЕЧАННИК, KP-AVTO.RU — 10.02.2010
    http://kp-avto.ru/article/8773/

    Не так давно были приняты новые поправки к Закону об ОСАГО. Там появился ряд новых пунктов. И почему-то вдруг многие водители посчитали, что теперь начнут по-другому считать размер возмещения убытков по автогражданке. Мы вновь пришли к пониманию того, что мало кто из водителей, особенно не попадавших в аварии по вине других автомобилистов, всерьез представляет, каким образом страховщики на самом деле считают суммы для возмещения материального ущерба по ОСАГО.

    Изменилось ли что-нибудь с подписанием президентом этих поправок – об этом мы решили спросить Сергея Белякова, автора сайта «Как бороться со страховой компанией», в прямом эфире на радио «Комсомольская правда» (97,2 FM).

    Сергей Беляков:

    - Во-первых, надо четко разделить два разных момента. Есть две части в данных изменениях в федеральный закон. Первое – это то, что касается еще раз прописанного положения о том, что при компенсации ущерба необходимо учитывать износ деталей автомобиля. Собственно говоря, это и раньше учитывалось во всех вопросах, связанных с возмещением ущерба в случае ДТП. Но в тексте закона это не было отражено, и были разные позиции двух инстанций - Верховного суда и Высшего арбитражного суда. Верховный суд трактовал так, что износ надо учитывать. И при обращениях в суд водителей-частников износ деталей при определении размера ущерба учитывался. А Арбитражный суд имел противоположную точку зрения. Теперь законодательно этот вопрос утвержден раз и навсегда: износ учитывать необходимо. Юридические лица-владельцы автомобилей с физическими наконец-то находятся на одном уровне. По сути, для физических лиц ничего не изменилось.

    Вторая часть изменений, на мой взгляд, намного более серьезная. Она заключается в том, что законодательно прописано, как этот износ определять. И вот этот момент очень важен, потому что, во-первых, теперь указана предельная норма износа – 80 процентов. Даже 20-летние «Жигули» не могут иметь износ больше. Это теперь закреплено законодательно. Что самое важное: указано очень четко, понятно, просто, что порядок определения этого износа устанавливается правительством РФ. Не какими-либо методиками, которыми пользовались до настоящего времени все экспертные организации, а конкретно правительством. Другой вопрос, что правительство в настоящий момент такой методики не издало. И что делать сейчас, не очень понятно. Тем не менее, закон есть закон, его надо выполнять так, как он написан.

    - Я одного не могу понять. Где водителю, который попал в ДТП не по своей вине и получил какие-то деньги от страховой компании, купить запчасть по цене изношенной? Скажем, с учетом 40-процентного износа своего автомобиля он получил 60 процентов стоимости запчасти. Ему что, пойти на рынок и купить запчасть, изношенную на 40 процентов, так что ли?

    В любом случае ему придется покупать новую запчасть. Получается, что интересы все равно ущемлены. У нас же нет рынков, где можно купить запчасть, изношенную на 60 процентов, особенно учитывая то, что все больше новых автомобилей на наших дорогах ездят, все больше иномарок. И здесь уже не сходишь на базар, не прикрутишь сам эту запчасть. Нужно ехать в сервис. А сервис, естественно, торгует новыми запчастями.

    Сергей Беляков:

    - Совершенно верное замечание. Кстати, надо сказать, что запчасти б/у не сертифицированы, их, по требованиям предприятий-изготовителей, вообще нельзя ставить. Ну как можно поставить б/у шаровую опору? Это просто опасно!

    Тем не менее, порядок учета износа закреплен законодательно. Законы надо исполнять. Я понимаю, так же как и все остальные, что нельзя найти крыло с износом 40 процентов. Тем не менее, никто и не говорил, что в рамках ОСАГО будет компенсирован весь размер убытка, который причинен. Закон об ОСАГО компенсирует только то, что он компенсирует. К сожалению, так написан закон. Получить новое за старое нельзя. Согласитесь, есть обратная сторона. Можно ведь сказать так, что помято крыло на 20-летней машине. Оно стоит, условно, 5 копеек, вся машина – 100 долларов. И купить новое крыло стоимостью 200 долларов и поставить на нее, наверное, это тоже будет неправильно. Можно просто заниматься на дороге подставами старых машин, чтобы их обновлять. Это тоже неверно. Поэтому законодатели пошли по такому пути, чтобы износ заменяемых деталей учитывать. Да, наверное, купить запчасть нужно новую. Да, наверное, придется доплатить. Никто и не обещал другого.

    - С другой стороны, можно изначально поставить на свой автомобиль, которому 10 лет, новые запчасти. Тебя ударят, и, доказав, что твои запчасти были новыми, можно получить возмещение по новым запчастям?

    Сергей Беляков:

    - Конечно. Если представить документы, что у вас, условно, стояли новые фары, эксперт при расчете будет это учитывать. Он обязан просто это делать. Другое дело, что обязан был раньше. Как будет сейчас прописано в постановлении правительства, которого нет, неизвестно. Но раньше так было.

    - Действительно, никто не посчитает стоимость новых запчастей. Стоимость лакокрасочных, ремонтных работ, по железу и т. д. посчитают. Но стоимость новых запчастей взамен старых никто не посчитает. Потому что в таком случае страховая компания сразу поднимет страшный вой: за наш счет хотят обогатиться! У человека был «Москвич». Ему въехали, условно говоря, в зад. И теперь старый зад старого «Москвича» станет новым задом этого старого «Москвича»? Это неправильно. Поэтому они компенсируют материальные издержки человека, компенсируют поломанные части старого автомобиля. Как поступать - твое дело. Добей своими деньгами, сходи на рынок и купи оперение от старого «Москвича». Оно дешево стоит.

    Сергей Беляков:

    - Это закон. Закон пишет законодатели. Страховые компании так же его исполняют, как исполняем мы.

    - Еще бы им его не исполнять. Специально для них этот закон и написан.

    Сергей Беляков:

    - Это не совсем так. Закон в первую очередь направлен на защиту интересов нас с вами, то есть автолюбителей. Потому что искать жителя далекого горного аула, который вас подбил, как это было до того, как был введен в действие закон об ОСАГО, наверное, не так просто. Какую-то компенсацию получить через страховую компанию все равно можно. Может быть, лучшее – враг хорошего, но, тем не менее, нельзя сказать, что этот закон написан для страховых компаний. Он в принципе написан хорошо. Другое дело, что исполняется очень плохо.

    Звонок радиослушателя. Дмитрий:

    - Регламентируется ли этими поправками стоимость именно работ? Потому что я сталкивался с таким случаем, когда мне в зад машины въехали. Страховая по ОСАГО считает стоимость работ по нормо-часам по своим оптовым ценам. В реальности за такую цену тебе нигде не отремонтируют. Они отказываются давать направление, даже с учетом того, что я принесу новые запчасти.

    Сергей Беляков:

    - Вопрос касается нормо-часа на работы. Естественно, на работы никакого износа нет. Работы одинаковы, что для 20-летнего автомобиля, что для нового. По каким ценам нормо-часов считается эта трудоемкость, это опять-таки прописано в соответствующих методиках. Методики должны учитывать разные факторы. Для гарантийных машин есть одни цены, для не гарантийных машин – другие. Каждый месяц эти справочники обновляются, издаются.

    Звонок радиослушателя. Артем:

    - Вот ситуация. Я еду, никого не трогаю. У меня автомобиль 5-летней давности, я не собираюсь его менять, он в исправном состоянии. Меня ударяют другим автомобилем. Признается, что другой участник виновен. У товарища, который меня ударил, есть ОСАГО. Я не должен ни копейки заплатить за то, что меня ударили. То есть человек, который меня ударил, должен возместить мне полностью весь ущерб, который он мне нанес, то есть восстановить мне автомобиль в прежнем состоянии. Речь идет о нем, об участнике, не о страховой компании. Я прав? Он должен восстановить мне автомобиль?

    Сергей Беляков:

    - Нет, вы, Артем, к сожалению не правы. Здесь речь идет не только об ОСАГО, а о компенсации со стороны виновника ДТП. Тем не менее, и он тоже не должен платить. Есть закон. Там написано, что должен возмещаться реальный ущерб. А вот что относится к реальному ущербу, это уже наш законодатель трактует широко. И вот то, что касается в данном случае проблем с автомобилем, реальным ущербом, на детали должен учитываться износ. А какой еще может идти реальный ущерб? Работы будут сделаны, стоимость деталей с износом посчитана. Если машина до 5 лет, возможна еще утрата товарной стоимости. Верховный суд относит это к реальному ущербу. Но не более того. Получить полностью новый автомобиль, грубо говоря, отдав виновнику ДТП ключи и сказать: дайте мне такой же новый и хороший, - нельзя.

    Звонок радиослушателя. Николай:

    - Я перед Новым годом попал в ДТП. У меня машина 90-го года, БМВ-525, но она в прекрасном состоянии была, полностью на ходу. Мне вышли в лобовую, разбили все «лицо» моей машины. Страховая компания насчитала мне за мою разбитую машину – капот, крыло, фары – 2,5 тысячи рублей. Скажите, это справедливо - за машину, которая на ходу и которая абсолютно рабочая?

    Сергей Беляков:

    - Я сомневаюсь, что это справедливо, хотя я не знаю, какой вам реально причинен ущерб. Я сомневаюсь, что за 2,5 тысячи рублей можно у БМВ (какого угодно года) что-то восстановить. Если вы не согласны с подобной оценкой страховой компании, оценивайте ущерб самостоятельно, обращайтесь за разницей в суд. Все суды завалены подобными исками, не вы первый, не вы последний.

    Звонок радиослушателя. Виктор:

    - У меня машина украинская, я попадаю в аварию. Оставляю машину, прошу соседей о том, чтобы они охраняли машину. На улице 30-градусный мороз. Я улетаю на Украину, беру другую машину, приезжаю сюда. Мне компания оценивает ущерб в 50 тысяч. От станции техобслуживания приходят представители и говорят, что ремонт этой машины будет стоить до 130 тысяч. Машина уже не транспортабельная. Как мне поступать?

    Сергей Беляков:

    - Сохраняйте все чеки, подтверждающие ваши расходы: на эвакуатор или за стоянку. Это тоже подлежит взысканию, поскольку это убытки, которые вы несете не по вашей вине, а из-за ДТП. Все остальное было сказано чуть раньше. Делайте повторную оценку, оценивайте ваш ущерб. За разницей обращайтесь в суд. К сожалению, больше идти некуда, а в суд идти надо.

    Повторный звонок от Артема:

    - Вы только что ответили на мой второй вопрос по поводу того, могу ли я обратиться в суд, если меня не устраивает размер ущерба, который мне должна выплатить страховая компания. При этом кто будет являться ответчиком– причинивший ущерб или страховая компания?

    Сергей Беляков:

    - В пределах лимита ответственности страховой компании, установленного законодательством в размере 120 тысяч рублей (если два автомобиля участвовали в ДТП), ответчиком будет являться страховая компания. Если ущерб превышает эту сумму, то все, что выше, это – к причинителю вреда, виновнику ДТП. Можно это объединить в одном иске.

    - А в случае, если ущерб находится в пределах данного страхового возмещения – меньше 120-ти тысяч, но меня не устраивает этот размер, я могу обратиться с иском к самому участнику движения?

    Сергей Беляков:

    - Можете, но в иске к нему вам откажут. К сожалению, этот иск не будет удовлетворен в силу того, что в пределах лимита ответственности 120 тысяч рублей все претензии должны быть адресованы к страховой компании.

    - Вопрос в том, как подсчитывается ущерб. Вот здесь самая большая загвоздка. Каждая страховая компания делает это по-своему. Говорят, правила игры будут общими для всех. Осталось только дождаться их появления. Тогда, возможно, вопросы снимутся. Потому что страховые компании разные. Естественно, они себя не обижают, подсчитывая этот самый ущерб.

    Сергей Беляков:

    - Как минимум не обижают. А вопросы с появлением правительственной методики оценки износа не снимутся. Да, будет регламентирован учет износа заменяемых запчастей. Но есть еще работы, стоимость нормо-часа. А во-вторых, есть еще собственно стоимость запчастей. Можно пойти купить запчасть сейчас у официального дилера, а можно заказать ее в магазине. Цена будет абсолютно разная. И этот вопрос также останется спорным.

    - Сергей, независимые эксперты, которые в случае необходимости будут пересчитывать ущерб по просьбе водителя, у них эти цифры могут разниться? Они же тоже разными методиками пользуются. Насколько сильно? И как попасть на правильного эксперта, который насчитает нам максимальную цифру?

    Сергей Беляков:

    - Надо считать, скорее, не максимально, а правильно. Потому что завысить тоже можно все, что угодно. Мы рекомендуем обращаться к экспертам, которые используют методику, утвержденную Минюстом. Есть такая методика. Почему мы рекомендуем? Потому что в судах, когда звучит слово «Минюст», это их радует. Поэтому суды к этим методикам относятся благосклонно. А уж как выбрать конкретную экспертную организацию, это вопрос, скорее, качества работы, общайтесь с пострадавшими коллегами. Возможно, они к кому-то обращались, остались довольны результатом. Можно посмотреть в Интернете. Всегда есть грамотные специалисты, которые не только оценят ущерб, но при необходимости будут с вами ходить в суд, отстаивать свое заключение. В конце концов, это их работа.

    - За дополнительные деньги или нет?

    Сергей Беляков:

    - Это же ваш договор. Вы можете договориться с экспертом о том, что речь идет о том, что вам придется идти в суд, в суде будут вопросы к эксперту. Соответственно он должен быть готов отстаивать свое заключение. На каких уж там паритетных началах вы будете договариваться – отдельно оплачивать его визит в суд или включите в общую стоимость работ – это ваш личный договор.

    - По опыту, представители такого рода организаций ходят в суды или стараются ограничиться выдачей экспертной оценки?

    Сергей Беляков:

    - Эксперты, которые ценят свой труд, знают свое дело и вообще ценят клиентов, которые к ним обращаются, конечно, свою позицию в судах отстаивают. Они туда ходят, готовы аргументировать свою позицию до последней запятой, если это нужно. Бывает, что два эксперта в суде не могут договориться. Суд назначит судебную экспертизу. Суд разберется.

    - Когда мы говорим об ОСАГО, о возмещении ответственности, мы почему-то всегда говорим о материальной ответственности. А кто будет возмещать моральную ответственность? Ведь ДТП - это жесточайший стресс для человека. И все, что с этим связано, тоже. А если автомобиль ударили, а у тебя жена беременная на переднем сиденье или ребенок в детском кресле, за это кто будет отвечать? Ребенок начал заикаться, не спит по ночам. Мне кажется, моральный ущерб тоже подлежит взысканию с виновника ДТП?

    Сергей Беляков:

    - Здесь надо очень четко разделить понятия: моральный вред, то есть какие-то нравственные страдания, и вред здоровью. Это принципиально разные вещи. Если речь идет о вреде здоровью, то в принципе законодательство об ОСАГО предусматривает компенсацию. Если, не дай Бог, ребенок стал заикаться и т.д., собирайте медицинские справки. Но все, что покрывается обязательным медицинским страхованием, к сожалению, не будет компенсировано в рамках ОСАГО. А что касается возмещения морального вреда - то мы родились не в той стране. Если у вас оторвало руку, ногу - да, наверное, моральный вред из-за того, что вам потом всю жизнь быть инвалидом, вам взыщут. А во всех остальных случаях, к сожалению, добиться компенсации морального вреда нельзя.

    - Сергей, а что говорят эксперты, специалисты, судьи – когда появится это самое правительственное постановление, в котором будет оговариваться, в каком порядке будет высчитываться этот ущерб?

    Сергей Беляков:

    - Все молчат как партизаны, потому что этого не знает никто. Реестр экспертов-техников, которые должны заниматься организацией независимой технической экспертизы, должен быть на бумаге уже 7 лет с начала введения ОСАГО. Но 7 лет его нет.

    Когда будет эта методика? Хочется верить, что она появится как можно быстрее. Потому что хотя бы одну треть вопросов из спорных моментов в ОСАГО можно будет снять после того, как она появится. Никто никаких прогнозов не дает, никто ничего не знает. И все это не очень хорошо для нас, автолюбителей. Потому что, чем больше частных моментов оговаривается в едином документе, тем меньше потом возникает разногласий.
     
  2. SVG-Jazz

    SVG-Jazz Старейшина

    Регистрация:
    3 сен 2008
    Сообщения:
    3,417
    Адрес:
    Москва, Южное Бутово
    Реальное имя:
    Сергей
    Машина:
    jazz 2008 элеганс и Passat B7
    Правильно всё говорит Сергей Беляков.

    Я остановлюсь только на одной фразе:
    "Если вы не согласны с подобной оценкой страховой компании, оценивайте ущерб самостоятельно, обращайтесь за разницей в суд.
    Все суды завалены подобными исками, не вы первый, не вы последний."


    Если Вам удастся возместить ущерб от ДТП, в котором Вы не виноваты, в срок 6-12 месяцев, то можете считать Вам повезло.
    Так что на суд всерьез можно рассчитывать только имея в запасе деньги и время на восстановление авто...
     
  3. Ян

    Ян Старейшина

    Регистрация:
    23 авг 2008
    Сообщения:
    4,933
    Адрес:
    Москва, самое южное Бутово (Щербинка)
    Реальное имя:
    Ян
    Машина:
    Был Jazz Sport, теперь Subaru Forester
    C сентября страховщики по-новому рассчитывают компенсацию на ремонт по ОСАГО
    Андрей ГРЕЧАННИК, KP-AVTO.RU — 06.09.2010


     
  4. Ян

    Ян Старейшина

    Регистрация:
    23 авг 2008
    Сообщения:
    4,933
    Адрес:
    Москва, самое южное Бутово (Щербинка)
    Реальное имя:
    Ян
    Машина:
    Был Jazz Sport, теперь Subaru Forester
    Оформлять мелкие ДТП предложено страховщикам
    Андрей ГРЕЧАННИК, KP-AVTO.RU — 28.12.2010
    http://kp-avto.ru/article/10861/

     
  5. Ян

    Ян Старейшина

    Регистрация:
    23 авг 2008
    Сообщения:
    4,933
    Адрес:
    Москва, самое южное Бутово (Щербинка)
    Реальное имя:
    Ян
    Машина:
    Был Jazz Sport, теперь Subaru Forester
    Остерегайтесь покупки фальшивых полисов ОСАГО!
    На российском страховом рынке появилась крупная партия поддельных полисов ОСАГО.
    Андрей ГРЕЧАННИК, KP-AVTO.RU — 19.01.2011

    http://kp-avto.ru/article/11020/

     
  6. Надюхин

    Надюхин Печатная машинка

    Регистрация:
    6 апр 2008
    Сообщения:
    9,765
    Адрес:
    МСК
    Реальное имя:
    =ник
    Машина:
    был Jazz
    zr.ru
     
  7. Ян

    Ян Старейшина

    Регистрация:
    23 авг 2008
    Сообщения:
    4,933
    Адрес:
    Москва, самое южное Бутово (Щербинка)
    Реальное имя:
    Ян
    Машина:
    Был Jazz Sport, теперь Subaru Forester
    Новые тарифы на ОСАГО разорят автолюбителей
    http://www.autonews.ru/autobusiness/new ... 30/1702065

     
  8. Ян

    Ян Старейшина

    Регистрация:
    23 авг 2008
    Сообщения:
    4,933
    Адрес:
    Москва, самое южное Бутово (Щербинка)
    Реальное имя:
    Ян
    Машина:
    Был Jazz Sport, теперь Subaru Forester
    Где не стоит страховать автомобиль
    http://www.autonews.ru/autobusiness/new ... 12/1723865