Два года назад я с женой побывал в Грузии первый раз. Ехали настороженно, знакомые и родня советовали отказаться от путешествия. Но охота пуще неволи, поэтому приняли компромиссное решение – не брать с собой детей, съездить «на разведку». Средством передвижения выбрали теплоход (комета, кстати, тоже ходит). Ночь мучений на неудобных сиденьях и вот мы уже в Батуми. В Грузии провели неделю, поездка превзошла все наши ожидания, убедились в частности, что зомбоящик врет и что можно смело брать с собой детей.
Летом 2013 начали собираться во вторую поездку, более основательно. Отпуск взяли на месяц. С транспортом тоже переиграли - решили поехать на машине. Основных причин две – гораздо интереснее плюс финансовый момент (билеты морем туда-обратно выходили под 40000).
Итак, план поездки был таков:
Авто: Honda Jazz 2011 CVT (режим коробки S)
Водители: Два человека, я и жена (удобно, когда есть подстраховка)
Пассажиры: Мальчишки, 16 и 9 лет.
Время в пути: 2 дня
Маршрут 1 день: Сочи – Горячий Ключ – Майкоп – Армавир – Минводы
Ночевка: Отель в Минводах.
Маршрут 2 день: Минводы – Пятигорск – Нальчик – Владикавказ – Верхний Ларс (граница) – Гудаури – Гори – Боржоми – Ахалцихе
Расстояние: 1200 км.
Сразу поясню – конечно же из Сочи удобнее было бы напрямую вдоль побережья до Батуми. Это могло бы сократить путь до одного дня. Но реалии таковы, что Грузия считает Абхазию своей территорией. И когда мы проезжаем из России в Абхазию, то совершаем незаконный переход границы со всеми вытекающими последствиями. Другое дело – Верхний Ларс, здесь все законно. Главные требования – автотранспорт и загранпаспорт.
День первый:
Стартуем ближе к утру с субботы на воскресенье. Выбор сделан правильно, серпантин проходим гораздо легче, чем в прошлый раз (тогда выезжали с пятницы на субботу).
Заранее договорились, что остановки делаем раз в 2-3 часа. Даже если не хочется.
На своем опыте почувствовал, что если не останавливаться, то в какой-то момент ловишь ложное «чувство уверенности», какой-то ритм. Вроде бы открывается второе дыхание, но потом анализируешь и понимаешь что именно в этот момент допускаешь какие-то глупые ошибки в вождении. Возможно, все это индивидуально, но факт остается фактом.
До Горячего Ключа добираемся без происшествий, в городе немного тупим пока ищем дорогу на Майкоп (знаков нет, да и навигатор норовит завести под знак или в тупик). В итоге едем по этакой местечковой дороге, транспорта мало, покрытие нормальное. Виды красивые. В какой-то момент приходится выполнять объезд закрытого на ремонт участка дороги по гравийке.
На участке между Майкопом и Лабинском первая встреча с блюстителями беззакония. Участок с ремонтом дороги, опять гравийка, пыль. Едем за грузовиком, в один момент посередине дороги проглядывает асфальт и грузовик прижимается вправо (типа пропускает). Ну что, обогнали, конечно же по этому кусочку.. И по всем законам жанра, где за три километра до того был знак «обгон запрещен». Показали на камере, снято в стиле «монстро», кадр прыгает: пыль, грузовик и мы. Жена была за рулем, у нее ранее никаких правонарушений, в салоне дети.. Этим шакалам все равно - или лишение или на лапу. Можно было давить на то, что на участке не было разметки, грузовик ехал по обочине, менее 30 км/ч и т.п. Но сама ситуация такая, что или оформляемся и потом ищем права жены между Майкопом и Лабинском или решаем вопрос на месте.
Ненавижу и себя в такой ситуации и нашу страну. Прекрасно понимаю, что берут потому что даем, и что если каждый будет оформляться, то рано или поздно всю эту гниль победим. Но как же они умеют подловить так, что другого выхода не остается. Может пора спуститься с небес на землю и относиться к этому «нормально», нет тоже не выход. Денег не жалко, просто мерзко, гадко, противно. За себя и за них.
Едем дальше, по району карантин, проезжаем несколько постов, по идее должны опрыскивать колеса и досматривать груз, ничего подобного с нами не делают. Не удивлюсь, если потом расскажут, что зараза прорвала заслоны.
От Армавира до Минвод самый нудный участок дороги - прямая. Едем быстро, но скучно, да и усталость уже подбирается. В гостиницу приезжаем к 8 вечера. Нас уже ждут, горячий борщ, салат из свежих овощей и гречка с котлетами. Вкусно поев, падаем спать.
День второй:
Завтракаем блинчиками с чаем (сметана и яблочное повидло прилагается). На выезде из города заправляемся (выезжали из Сочи с полным баком, можно считать как вторую заправку)
Впереди Кабарда и Северная Осетия. Настрой боевой, едем. Пятигорск (сеу-кау-теве – привет!) и Нальчик оставляем сбоку от трассы. Минуем Беслан, невольно глазами ищешь школу.. Далее Владикавказ. Не останавливаясь в городе, движемся в сторону границы. Смотрим на горы и не верим, что на Хомяке их можно пересечь – масштабы просто исполинские! Нашу часть границы проходим довольно быстро, понедельник, машин не много. Осмотр беглый, в вещах не роются – приятно. Проезжаем туннель и оказываемся на Грузинской границе. У них ремонт, строят очень красивый и вместительный пропускной пункт. Из-за ремонта очередь. Что делать – ждем.. Все дорогу, вчера и сегодня, было солнечно, а теперь начинает накрапывать дождик.
Пока машины стоят в очереди в какой-то момент черный джип с российскими номерами лезет сбоку в очередь и перекрывает другим дорогу на выезд. Подходит грузинский таможенник. «Освободите дорогу, вы мешаете проезду», «Куда мне теперь деться?», «Езжайте в конец очереди». Наш соотечественник в шоке. Очень непривычная ситуация. Кто-то может сказать, что это грузин выместил свою злобу по отношению к русским. Не знаю, не уверен. Одно знаю точно, ехать по встречке-обочине, а потом влезть в поток «лохов» у нас стало нормой. И тот грузин-таможенник тут совершенно ни при чем.
Грузинская сторона тоже осмотрела бегло. Сумки из багажника не вытаскивали. Все по-русски, корректно и вежливо. К слову сказать, это относится и к нашей таможне. Итак, граница пройдена. Впереди – перевал. До перевала останавливаемся на заправке – надо в туалет. Персонал приветливый, абсолютно не злится на то, что мы у них не заправляемся. Интересуются, откуда и куда едем. Дают совет, обязательно пристегиваться и никогда не пытаться дать взятку. Благодарим и продолжаем движение. Начинается гравийка, как оказалось километров 12, несколько тоннелей. Дождь лил хорошо. Красота неописуемая: справа пропасть, слева ледник, навстречу фура. Ямы попадались довольно большие, но проехали хорошо, ни разу не черканули. Постоянно ведут работы, подсыпают гравий, трамбуют. В итоге минуем перевал и спускаемся к Гудаури. Очень много машин с российскими номерами. Движемся вдоль реки на юг, дорога хорошая, ям нет. Забавно, на некоторых участках «точечный» ремонт и на каждую точку нанесена краской цифра. Надо будет узнать – что это значит. Едем быстро, уже хочется побыстрее добраться до дома (забыл сказать – едем к родственникам, к тетушке жены). Очень понравилась автомагистраль на Тбилиси. Скоростная, отличное покрытие, ехать – одно удовольствие. Разговор в дороге: «Мне кажется, что пока строили эту дорогу не воровали», пауза, «Да даже если бы и воровали, при такой дороге на это можно было бы закрыть глаза»
Начинает темнеть, магистраль кончилась, движемся в сторону Хашури.
Показательный момент, в общем потоке едет машина полиции (считай наше дпс) и когда за ней скапливается несколько машин – она снижает скорость и прижимается к обочине, чтобы пропустить их. Понимаю, что можно не спрашивать, но все же – у нас такое кто-нибудь, где-нибудь, когда-нибудь видел?
Спустя короткое время второй показательный случай. Держу скорость где-то 70-80, темно да и дорога незнакомая, не хочется больше. За мной начинает дальним светом сигналить машина. Я беру правее, думаю будет обгонять. Нет. Ну что же, выравниваюсь. Дальше опять светит. Опять беру правее. Опять не обгоняет. В итоге это заканчивается тем, что меня обгоняет полиция и просит остановиться. «Здравствуйте, ваши документы пожалуйста», «Куда направляетесь, дорогу знаете?», «Господин Виктор, давайте пройдем алко-тест, дыхните сюда»
Есть мнение, что при общении с представителями закона, в любом случае, будешь нервничать. Но удивительно дело, пожалуй, первый раз я был абсолютно спокоен и понимал, что если я не пил, то тестер покажет 0. Так и получилось. Какое же это непередаваемое ощущение, не ждать, подвоха, а помогать людям выполнять их важную и нужную работу. Я уже потом сообразил, что меня остановили именно из-за моих маневров с пропусканием того «моргуна». И действительно, если машина движется влево-вправо, есть вероятность, что водитель пьян. Проверили и поехали работать дальше. No comments..
Ближе к Боржоми стало совсем темно, транспорта тоже минимум. К 11 вечера въехали в город. Сил оставалось обнять тетушку, чуть-чуть посидеть за столом, выпить настоящий тархун и упасть спать. Впереди месяц отпуска, а главное что добрались целые и невредимые, чего и всем Вам желаю!
p.s. с маршрутом немного ошиблись, лучше бы не сворачивать в Горячем Ключе, а ехать дальше до Краснодара, хотели как лучше, а вышло как всегда..
p.p.s . Jazz проявил себя изумительно, спина-ноги не затекали, средний расход 5,6 л
p.p.p.s. финансовые затраты бензин+гостиница 5000, ну и еще сами понимаете кому 5000
Летом 2013 начали собираться во вторую поездку, более основательно. Отпуск взяли на месяц. С транспортом тоже переиграли - решили поехать на машине. Основных причин две – гораздо интереснее плюс финансовый момент (билеты морем туда-обратно выходили под 40000).
Итак, план поездки был таков:
Авто: Honda Jazz 2011 CVT (режим коробки S)
Водители: Два человека, я и жена (удобно, когда есть подстраховка)
Пассажиры: Мальчишки, 16 и 9 лет.
Время в пути: 2 дня
Маршрут 1 день: Сочи – Горячий Ключ – Майкоп – Армавир – Минводы
Ночевка: Отель в Минводах.
Маршрут 2 день: Минводы – Пятигорск – Нальчик – Владикавказ – Верхний Ларс (граница) – Гудаури – Гори – Боржоми – Ахалцихе
Расстояние: 1200 км.
Сразу поясню – конечно же из Сочи удобнее было бы напрямую вдоль побережья до Батуми. Это могло бы сократить путь до одного дня. Но реалии таковы, что Грузия считает Абхазию своей территорией. И когда мы проезжаем из России в Абхазию, то совершаем незаконный переход границы со всеми вытекающими последствиями. Другое дело – Верхний Ларс, здесь все законно. Главные требования – автотранспорт и загранпаспорт.
День первый:
Стартуем ближе к утру с субботы на воскресенье. Выбор сделан правильно, серпантин проходим гораздо легче, чем в прошлый раз (тогда выезжали с пятницы на субботу).
Заранее договорились, что остановки делаем раз в 2-3 часа. Даже если не хочется.
На своем опыте почувствовал, что если не останавливаться, то в какой-то момент ловишь ложное «чувство уверенности», какой-то ритм. Вроде бы открывается второе дыхание, но потом анализируешь и понимаешь что именно в этот момент допускаешь какие-то глупые ошибки в вождении. Возможно, все это индивидуально, но факт остается фактом.
До Горячего Ключа добираемся без происшествий, в городе немного тупим пока ищем дорогу на Майкоп (знаков нет, да и навигатор норовит завести под знак или в тупик). В итоге едем по этакой местечковой дороге, транспорта мало, покрытие нормальное. Виды красивые. В какой-то момент приходится выполнять объезд закрытого на ремонт участка дороги по гравийке.
На участке между Майкопом и Лабинском первая встреча с блюстителями беззакония. Участок с ремонтом дороги, опять гравийка, пыль. Едем за грузовиком, в один момент посередине дороги проглядывает асфальт и грузовик прижимается вправо (типа пропускает). Ну что, обогнали, конечно же по этому кусочку.. И по всем законам жанра, где за три километра до того был знак «обгон запрещен». Показали на камере, снято в стиле «монстро», кадр прыгает: пыль, грузовик и мы. Жена была за рулем, у нее ранее никаких правонарушений, в салоне дети.. Этим шакалам все равно - или лишение или на лапу. Можно было давить на то, что на участке не было разметки, грузовик ехал по обочине, менее 30 км/ч и т.п. Но сама ситуация такая, что или оформляемся и потом ищем права жены между Майкопом и Лабинском или решаем вопрос на месте.
Ненавижу и себя в такой ситуации и нашу страну. Прекрасно понимаю, что берут потому что даем, и что если каждый будет оформляться, то рано или поздно всю эту гниль победим. Но как же они умеют подловить так, что другого выхода не остается. Может пора спуститься с небес на землю и относиться к этому «нормально», нет тоже не выход. Денег не жалко, просто мерзко, гадко, противно. За себя и за них.
Едем дальше, по району карантин, проезжаем несколько постов, по идее должны опрыскивать колеса и досматривать груз, ничего подобного с нами не делают. Не удивлюсь, если потом расскажут, что зараза прорвала заслоны.
От Армавира до Минвод самый нудный участок дороги - прямая. Едем быстро, но скучно, да и усталость уже подбирается. В гостиницу приезжаем к 8 вечера. Нас уже ждут, горячий борщ, салат из свежих овощей и гречка с котлетами. Вкусно поев, падаем спать.
День второй:
Завтракаем блинчиками с чаем (сметана и яблочное повидло прилагается). На выезде из города заправляемся (выезжали из Сочи с полным баком, можно считать как вторую заправку)
Впереди Кабарда и Северная Осетия. Настрой боевой, едем. Пятигорск (сеу-кау-теве – привет!) и Нальчик оставляем сбоку от трассы. Минуем Беслан, невольно глазами ищешь школу.. Далее Владикавказ. Не останавливаясь в городе, движемся в сторону границы. Смотрим на горы и не верим, что на Хомяке их можно пересечь – масштабы просто исполинские! Нашу часть границы проходим довольно быстро, понедельник, машин не много. Осмотр беглый, в вещах не роются – приятно. Проезжаем туннель и оказываемся на Грузинской границе. У них ремонт, строят очень красивый и вместительный пропускной пункт. Из-за ремонта очередь. Что делать – ждем.. Все дорогу, вчера и сегодня, было солнечно, а теперь начинает накрапывать дождик.
Пока машины стоят в очереди в какой-то момент черный джип с российскими номерами лезет сбоку в очередь и перекрывает другим дорогу на выезд. Подходит грузинский таможенник. «Освободите дорогу, вы мешаете проезду», «Куда мне теперь деться?», «Езжайте в конец очереди». Наш соотечественник в шоке. Очень непривычная ситуация. Кто-то может сказать, что это грузин выместил свою злобу по отношению к русским. Не знаю, не уверен. Одно знаю точно, ехать по встречке-обочине, а потом влезть в поток «лохов» у нас стало нормой. И тот грузин-таможенник тут совершенно ни при чем.
Грузинская сторона тоже осмотрела бегло. Сумки из багажника не вытаскивали. Все по-русски, корректно и вежливо. К слову сказать, это относится и к нашей таможне. Итак, граница пройдена. Впереди – перевал. До перевала останавливаемся на заправке – надо в туалет. Персонал приветливый, абсолютно не злится на то, что мы у них не заправляемся. Интересуются, откуда и куда едем. Дают совет, обязательно пристегиваться и никогда не пытаться дать взятку. Благодарим и продолжаем движение. Начинается гравийка, как оказалось километров 12, несколько тоннелей. Дождь лил хорошо. Красота неописуемая: справа пропасть, слева ледник, навстречу фура. Ямы попадались довольно большие, но проехали хорошо, ни разу не черканули. Постоянно ведут работы, подсыпают гравий, трамбуют. В итоге минуем перевал и спускаемся к Гудаури. Очень много машин с российскими номерами. Движемся вдоль реки на юг, дорога хорошая, ям нет. Забавно, на некоторых участках «точечный» ремонт и на каждую точку нанесена краской цифра. Надо будет узнать – что это значит. Едем быстро, уже хочется побыстрее добраться до дома (забыл сказать – едем к родственникам, к тетушке жены). Очень понравилась автомагистраль на Тбилиси. Скоростная, отличное покрытие, ехать – одно удовольствие. Разговор в дороге: «Мне кажется, что пока строили эту дорогу не воровали», пауза, «Да даже если бы и воровали, при такой дороге на это можно было бы закрыть глаза»
Начинает темнеть, магистраль кончилась, движемся в сторону Хашури.
Показательный момент, в общем потоке едет машина полиции (считай наше дпс) и когда за ней скапливается несколько машин – она снижает скорость и прижимается к обочине, чтобы пропустить их. Понимаю, что можно не спрашивать, но все же – у нас такое кто-нибудь, где-нибудь, когда-нибудь видел?
Спустя короткое время второй показательный случай. Держу скорость где-то 70-80, темно да и дорога незнакомая, не хочется больше. За мной начинает дальним светом сигналить машина. Я беру правее, думаю будет обгонять. Нет. Ну что же, выравниваюсь. Дальше опять светит. Опять беру правее. Опять не обгоняет. В итоге это заканчивается тем, что меня обгоняет полиция и просит остановиться. «Здравствуйте, ваши документы пожалуйста», «Куда направляетесь, дорогу знаете?», «Господин Виктор, давайте пройдем алко-тест, дыхните сюда»
Есть мнение, что при общении с представителями закона, в любом случае, будешь нервничать. Но удивительно дело, пожалуй, первый раз я был абсолютно спокоен и понимал, что если я не пил, то тестер покажет 0. Так и получилось. Какое же это непередаваемое ощущение, не ждать, подвоха, а помогать людям выполнять их важную и нужную работу. Я уже потом сообразил, что меня остановили именно из-за моих маневров с пропусканием того «моргуна». И действительно, если машина движется влево-вправо, есть вероятность, что водитель пьян. Проверили и поехали работать дальше. No comments..
Ближе к Боржоми стало совсем темно, транспорта тоже минимум. К 11 вечера въехали в город. Сил оставалось обнять тетушку, чуть-чуть посидеть за столом, выпить настоящий тархун и упасть спать. Впереди месяц отпуска, а главное что добрались целые и невредимые, чего и всем Вам желаю!
p.s. с маршрутом немного ошиблись, лучше бы не сворачивать в Горячем Ключе, а ехать дальше до Краснодара, хотели как лучше, а вышло как всегда..
p.p.s . Jazz проявил себя изумительно, спина-ноги не затекали, средний расход 5,6 л
p.p.p.s. финансовые затраты бензин+гостиница 5000, ну и еще сами понимаете кому 5000