"Коктейль Лужкова " или что под колесами...

TOL

Авторитет
Регистрация
2 Июл 2008
Сообщения
1,187
Возраст
59
Адрес
Москва
Чистка дорог в зимний период в последние годы становится главной проблемой коммунальных служб во всех российских городах. Где-то со льдом борются с помощью песка, соли и гранитной крошки. А в крупнейших городах страны предпочитают использовать химические реагенты. Споры о вреде или же, напротив, пользе реактивов вспыхивают каждый сезон с новой силой.

Некоренная парижанка Лена Ленина родную столицу визитами не жалует. Особенно в зимний период. "Вы представляете себе, это же только обувь раз в неделю приходится менять, это же все платья от кутюр приходят в негодность", - возмущается Елена Ленина.

Сугробы цвета сепии, густая жижа под ногами, коричневый туман, мешающий дышать. Это уже давно не страшное будущее, рожденное болезненной фантазией писателя, а привычное московское настоящее. Зима в "цивилизованном" городе изрядно сдобрена химией.

"Москва - это очень северный город по сравнению с Парижем, Лондоном и Берлином. Здесь, к сожалению, применение реагентов - вопрос жизни и смерти города", - говорит Борис Самойлов, заведующий лабораторией московского региона НИИ охраны природы. Точнее, жизни на грани смерти - рыб, птиц, обуви, одежды, машин, человеческой кожи, легких.

К зимнему сезону Москва подготовилась основательно. 200 тысячи тонн жидких и 82 тысячи тонн твердых реагентов. В сильный снегопад на дороги вываливают и выливают более 9 тысяч тонн химии, так что эти мешки на складе не задерживаются. В этом году право на посол выиграли 4 компании. В соответствии с правилами тендера, каждая партия сертифицируется по 39 пунктам технических требований. В департаменте жилищно-коммунального хозяйства столицы клятвенно заверяют: ХКМ - хлористый кальций модифицированный - абсолютно безвреден. Проверено.

Подобрать ингредиенты для коктейля "Зимняя Москва" не сложно. Снег падает с неба в избытке. Грунт или песок - его тащат на колесах грузовики со строек, машины из области, он вымывается с клумб. Бензин и машинное масло - откуда они берутся, догадаться не сложно. И реагент. Взболтать, но не смешивать. Вот только точную пропорцию, чтоб получилась та самая густая дорожная эмульсия, придется спросить у химиков.

Мы отправляем на анализ килограмм настоящей грязи. В лаборатории ее раскручивают на центрифуге, делают спектральное исследование, в общем, разбирают на элементы. Вывод - если выпить такой талой водицы, убьет на месте. Количество нефтепродуктов превышено в 440 раз, есть золото, уран и даже ядовитый таллий. Один из симптомов отравления им - выпадение волос. Последствие посерьезнее - заболевание нервной системы. Одно радует, токсичный метал представлен в килограмме дорожной субстанции нано-величиной. Зато солей более чем достаточно.

"Кальций, магний в 20 раз превышены, натрий в 13 раз", - уточняет Сергей Кривозерцев, представитель независимой экологической экспертизы.

В 60-е годы прошлого века дороги посыпали песком с солью. Дешевое средство, вот только забитые водостоки чистить было слишком дорого. В 95-м московские власти решили использовать натрий-хлор - техническую соль. После минус 16 градусов она превращалась в лед, но до этого успевала разъесть все, что попадалось на пути, ее пары уничтожали даже электропроводы. В 2001 появились "Биомаг" - хлористый магний - и ХКФ - хлористый кальций, ингибированный фосфатами. Почвы были отравлены анионом магния, а дороги затянуло масляной пленкой. ХКМ - 28-процентный раствор хлористого кальция модифицированного казался идеальным выходом из положения. Не замерзает, удобряет почвы. Но любимая детская забава - снежки, теперь все чаще приводит в кабинет аллерголога. Экземы рук, бронхиальная астма. Еще немного, и придется в стандартный набор аллергенов добавлять дорожную химию.

"У меня был ребенок на приеме, который гулял на улице с родителями, упал в снег, и потом у него отмечалась местная реакция в виде отека Квинке", - рассказывает Анна Геворкян, врач-аллерголог НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения.

Если ребенка можно хоть как-то укутать, одеть водонепроницаемые варежки, то собаки обречены. Остается уповать только на врожденное чувство опасности у питомца. Поток менее смышленых четвероногих клиентов не иссякает в этой клинике с ноября по март. То лапы ломит, то хвост отваливается.

"К нам обращаются пациенты с дерматитами в области лап, который развивается от контакта кожи лап с реагентами. Как правило, владелец это может сразу заметить, когда его питомец жалобно скулит, поднимает лапки, отказывается идти дальше", - говорит врач-ветеринар Татьяна Бардюкова.

Болото на дорогах – это и испорченные вещи. Реагенты по цепной реакции обеспечивают работой добрую половину предприятий сферы услуг Москвы. В ремонте обуви к обыденным сломанным каблукам и дырявым подошвам добавляются пары, свернутые в "испанский сапог" времен инквизиции. В химчистках, куда горожане несут загубленные пальто и дубленки, приемщики растеряно разводят руками: против дорожной химии наша бессильна, спасти верхнюю одежду могут только ножницы.

Автомойки с наступлением зимы переходят на круглосуточный режим работы. Клиенты все постоянные. Сегодня помыл - через неделю снова под душ. Склизкий бурый слой медленно уходит в сток, а на машине обнаруживается неприятный сюрприз. Но это уже работа для мастеров автосервисов. Списком реагентных повреждений можно замостить Тверскую. Трескаются бачки глушителей, химия разъедает решетку радиатора, залипают суппорта, портятся гидравлические системы, размягчается резина.

Жизнь есть только за МКАДом - в этом москвичи зимой не сомневаются. Даже в парке полной грудью не вздохнуть, разве что пешком пройтись. "Даже если бы, предположим, руководство Парижа точно так же экономило на гражданах и посыпало невесть чем дороги, чтоб мы там не скользили, не падали, то в этом случае все эти нечистоты сливались в канавы", - возмущается Лена Ленина.

В нескончаемых потоках грязи принято винить дорожников. Дескать, неправильно спроектированы трассы, стоки. Брустверы неубранного снега - отличная фортификация на пути химической жижи в канализацию. Кстати, в том же МАДИ ее основательно исследовали. Несколько лет назад московское правительство заказало автодорожную экспертизу хлористого кальция. Результаты получились отнюдь не обнадеживающие. Коэффициент сцепления шин с дорогой снижается на 30% даже по сравнению с мокрым асфальтом. Число пострадавших в ДТП прямо пропорционально скользкости дороги. Все подопытные реагенты оказались потенциальными убийцами.

"Я сразу поехал в комитет по науке. Показал результаты и сказал, что нужно от этих реагентов отказываться", - говорит Юрий Кузнецов, доцент кафедры изыскания и проектирования дорог МАДИ.

От реагентов не отказались, зато за исследованиями в МАДИ больше не обращаются.

Коммунальщики ежедневно сгребают тонны снега и отправляют на плавильные пункты. Хотя по техрегламенту сугробы с таким набором химикатов, каким не могут похвастаться многие заводы, отправлять в городскую канализацию запрещено. Но, что делать, цинично пожимают плечами специалисты.

"Поскольку это общегородская проблема - сбор и утилизация снега, то, безусловно, распространять нормы приема от промышленных абонентов на решение общегородской проблемы было бы не верно. Это нормально, что эта талая вода принимается в систему канализации", - уверяет Дмитрий Данилович, главный технолог канализации "Мосводоканала".

Красная книга Москвы пухнет от возмущения экологов. Переиздают ее почти каждый год. В столице вымирают дождевые черви, дрозды, скворцы, галки, ворон стало в четыре раза меньше, болеют рыбы, в Битцевском парке и на Лосином острове реагентами травятся охочие до соли зайцы.

"Сначала погибает почвенная фауна, затем деградирует почва, она не обеспечивает потребности растений - травы, кустарников, деревьев. Затем насаждения деградируют, распадается их средозащитная функция, микроклимат города летит куда подальше. А дальше здоровье людей напрямую", - объясняет Борис Самойлов, заведующий лабораторией московского региона НИИ охраны природы.

В 2005 году пострадавшие от вражеского реагента пешеходы подали в суд и потребовали у ответственного Роспотребнадзора отозвать сертификат на хлористый кальций. Предоставили вещественные доказательства: сапоги, кусочки ткани дубленки и джинсов, уполовинившиеся меховые стельки. Суд мольбам истцов внял.

"Сейчас во дворах и на тротуарах маленьких улиц применение этого реагента, содержащего хлористый кальций ограничено", - говорит Дмитрий Янин, председатель Конфедерации прав потребителей.

Жить зимой в Москве можно, но сложно. Пока машины и люди не научились передвигаться в пределах города по воздуху, придется терпеть снег и гололед под ногами. Хотя все опрошенные нами эксперты были солидарны в одном: сокрушительная победа над этими зимними неприятностями возможна. Но совершить ее могут отнюдь не химики, а обыкновенные дворники, вооруженные до зубов ломами и лопатами.


Вести.Ru, http://autorambler.ru/journal/events/24 ... 560946081/
 

Ямщик

Опытный
Регистрация
11 Дек 2008
Сообщения
348
Адрес
Санкт-Петербург
Эта проблема уже неделю или две муссируется в СМИ. Толку что, ответ один реагенты безопасны. Даже и не знаю что делать. Не поднят такой вопрос как омывайки - На них тратится больше денег чем на мойки + добовляет инградиенты в коктейль.
После НГ в Питере были морозы - 20 С, ехал по кольцевой незамерзайка, как гель лилась из форсунок, зато на дороге болото от снега и реагентов и тут же еще сыпять.
Зато в области свернул с трассы - красота снежок, на дороге ледок, но для него есть шипы, чисенько - красота.

К чему все - помню раньше в 90-е снег машинами убирал - забавные такие, в этом году ни одной не видел. Зимой вечером выехали бы на таких да убрали город. Но только вряд ли, денег то чиновники на реагенты больше спишут в разы. Вот в чем дело я думаю. :bad:
 

Aerorus89

Участник
Регистрация
27 Окт 2008
Сообщения
85
Возраст
56
Адрес
Лобня
Только 30 сентября прошлого года получил номера, как обнаружил, что цифры уже начали стираться! Особенно на переднем номерном знаке. Я думаю, что он (реагент) ещё и асфальт не плохо разъедает.
 

владимир

Старейшина
Регистрация
11 Окт 2008
Сообщения
2,318
Адрес
Москва САО
Вы себе представляете какие деньги крутятся в этом "бизнесе"?ОНИ будут думать об экологии?ОНИ будут думать о нас?Единственное что не очень понятно:КАК МОЖНО ТАК БЕЗДУМНО И ТУПО СРА.... ТАМ,ГДЕ САМ ЖИВЕШЬ?Жажда денег наверное больше ,чем жажда жизни...
 

Ян

Старейшина
Регистрация
23 Авг 2008
Сообщения
4,955
Возраст
55
Адрес
Москва, самое южное Бутово (Щербинка)
Как реагенты вредят автомобилям
Зоя МИХАЙЛОВА, KP-AVTO.RU — 06.02.2009
http://kp-avto.ru/article/4693/

И вредят ли на самом деле? Чиновники вон изо дня в день твердят, что современные противогололедные средства - последнее слово химии и минусов от них ноль. Между тем суды полнятся исками с жалобами на реагенты, а в средствах массовой информации не прекращаются споры "за" и "против" подобных препаратов...

Впрочем, может все это надуманная проблема? Вон, в столичном департаменте жилищно-коммунального хозяйства Москвы утверждают, что современные реагенты абсолютно безвредны: прежде чем попасть на дорогу, все они проходят тщательную проверку - исследуется не только их эффективность, но и влияние на здоровье человека и окружающую среду.

Все препараты тестируют в лабораториях Московского автодорожного института. А там уверяют, что современные реагенты безвредны для автотранспорта. Больше того, они содержат антикоррозийные вещества, то есть ржавеет автомобильное железо медленнее, чем в естественных условиях…

Тогда откуда шум-гам?

Совсем противоположная точка зрения вышесказанному у замруководителя Росприроднадзора Олега Митволя. По его словам, используемые в Москве и Санкт-Петербурге дорожные реагенты вредят не только дорожному полотну и лакокрасочному покрытию авто, но и здоровью людей.

Кому же верить? Скорее всего, истина, как обычно, посередине. Вот что заявил однажды в интервью завкафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков: «Сами по себе реагенты не опасны. Но стоит им смешаться со снегом, асфальтовыми частицами, выхлопами и автомобильным маслом, все меняется. Получается ядовитая эмульсия».

Итог – плохо смываемые разводы на лакокрасочном покрытии новых машин и разъезжающаяся в стороны - будто шов на дряхлой ткани – ржавчина старых авто. Кроме того, противогололедные препараты покрывают лобовое стекло и ухудшают обзор. К тожу же еще не доказано, как реагенты влияют на детали и узлы. Был случай, когда в питерском районе Купчино из строя вышла подстанция «Южная», по предварительной версии, виноваты пары реагента, которые, оседая на изоляторах, негативным образом влияют на функционирование трансформаторов подстанции.

Ядовитая дорожная жижа разъедает даже асфальт!

Какие еще проблемы автовладельцам от реагентов?

На днях меня оштрафовали. На 500 рублей. Сумма, конечно, не дай бог какая, но обиду на гаишников я затаила. Не за сам штраф, за несправедливость.

Просто мне кажется, что это хитренько – штрафовать за грязные номерные знаки при том, что на дорогах сплошная серая каша (результат действия реагентов: они растапливают снег, превращая его в жижу). Стоит один раз проехаться по дорогам столицы, чтобы чистенькая машина стала как…как… в общем, такой, какой ее и остановили гайцы. Не мыть же машину по два раза на день!

Между прочим, мсквичи уже в полушутку-полусерьезно начали подозревать столичное правительство в сговоре с автомойками, а также производителями омывательной жидкости для стекол. Нынче московским водителям на то, чтобы содержать свою машину в чистоте, приходится тратить почти столько же денег, сколько на бензин.

Чем "богаты" противогололедные составы

Не так давно специалисты известного автоиздания "За рулем" выбрали восемь характерных столичных мест (МКАД и третье кольцо, Лубянская площадь и шоссе в ближнем Подмосковье, Садовое кольцо, второстепенная улица и рядовой московский дворик) и отнесли на экспертизу в АНО «Инженерный Центр - Экология» снежную кашу с этих улиц. Вот что потом показали исследования:
Показатели радиометра -на уровне окружающего фона. Но зато все остальное...
Содержание хлоридов в тающем московском снеге превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК) для ливневых стоков в 10, а то и в 25 раз! Почти столько же соли в морской воде. А как она воздействует на металл, наверное, никому объяснять не нужно.
Еще один сюрприз преподнесли нефтепродукты: по ним ПДК превышены в… 300 раз!
По ионам кальция, магния и натрия картина тоже довольно удручающая.

КСТАТИ

Межрегиональный общественный Центр «За безопасность российских дорог» составил рейтинг безопасности российских дорог за декабрь 20008 года.Специалисты изучали, где на трассе не очистили лед, где до сих пор используют попасные реагенты и т.д.

Самое позорное место оказалось у дорог Екатеринбурга - в декабре там произошло 248 ДТП, 14 из них со смертельным исходом, это на 10% больше, чем в предыдущий сезон. Дорожные службы города до сих пор применяют противогололедные реагенты ПГМ марки СБГ, от которого 2 года назад давно после серии судебных разбирательств отказалась Москва из-за его неэффективности и повышенной токсичности.

Аутсайдерами также стали Ярославль, Владимир, Казань, Оренбург, Пермь и Екатеринбург. В этих городах почти 20% ДТП произошли из-за неудовлетворительного состояния дорог.

Лидерами по обслуживанию зимних дорог в декабре является Тюмень и Москва. В этих городах наименьший индекс ДТП. За декабрь в столице произошло 85 аварий из-за плохих дорог. В Тюмени произошло 18 ДТП.

КАКИЕ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫЕ СРЕДСТВА БЫВАЮТ

Пескосоляная смесь

Начиная с 60-х годов прошлого века, наши дороги стали посыпать пескосоляной смесью: 92% песка и 8% технической соли. Это был самый дешевый и экологически чистый способ борьбы с гололедом. Однако по весне скопившийся на дорогах песок основательно забивал водостоки.

Техническая соль

В 1995 году решено было перейти на чистую соль. Она моментально растопляет лед, образуя снежную кашу. Но при этом разъедает все вокруг: кузова, колеса автомобилей, обувь прохожих и даже контактную сеть трамваев и троллейбусов. Стали погибать зеленые насаждения. Об ухудшении экологической ситуации в крупных городах свидетельствовали много обстоятельств. Например, на МКАДе Москвы соляные пары поднимались на 15-м высоту.

Жидкие и твердые реагенты

Один из первых химических составов «Антиснег-1» показался поначалу просто подарком судьбы. Предварительные испытания показали, что нормы распределения на площадях жидкого реагента «Антиснег-1» в три раза меньше, чем у технической соли, а снежной массы он растапливает в пять раз больше.Но потом обнаружилось, что реагент, попадая на голый асфальт, выделяет резкий запах уксуса.

Твердые «Биомаг» и ХКФ, жидкие ХКМ и «Нордекс» были признаны экологически безопасными и достаточно эффективными антиобледенителями. Но зато создавали «масляную» пленку на дороге. К тому же действие некоторых ограничивалось 3 часами, то есть дороги нужно было обрабатывать несколько раз в сутки.

Щебень

С одной стороны -химии никакой. Но если отказаться от противогололедных реагентов в его пользу, тогда весь город окажется в снежных накатах. Встанет проблема: как бороться с колеей, чтобы обеспечить безопасность движения?
 

Ян

Старейшина
Регистрация
23 Авг 2008
Сообщения
4,955
Возраст
55
Адрес
Москва, самое южное Бутово (Щербинка)
Правда о реагенте

Каждую зиму столица погружается в липкую черную жижу, которая появляется на московских дорогах после обработки противогололедным реагентом. Дворники превращают маслянистую пленку на лобовом стекле в радужные разводы, за которыми не видно ни разметки, ни "соседей" по транспортному потоку. По бортам машин стучит рассыпаемый спецтехникой соленый гранулят, а затем дорожная "химия" с удовольствием начинает разъедать свежие сколы на лакокрасочном покрытии.

Однако в этой статье мы не будет давать вам советы, как приготовить в домашних условиях идеальную "незамерзайку" или выбрать полироль для защиты кузова от "химии". И про "антикор" здесь тоже не будет ни слова – в конце концов, с такими проблемами гораздо лучше справляется "коллективный разум" на специализированных автофорумах.

Мы расскажем о том, что такое реагенты, как они влияют на здоровье людей и машин, бывают ли контрафактные противогололедные реагенты и помогут ли Москве западные технологии.

В средствах массовой информации регулярно сообщается, что для уборки столичных улиц закупаются "новые виды реагентов". Но какова вообще история появления противогололедных препаратов в Москве?

До 1994 года московские дорожники и коммунальщики использовали песко-соляную смесь. Однако песок забивал канализацию и от него решили отказаться - по улицам начали разбрасывать просто натрий хлор (чистая соль).

В конце 90-х годов прошлого века был разработан генеральный план по переходу на новые реагенты. Предполагалось, что сначала мы откажемся от натриевых солей, а затем и от хлоридов, заменив их солями органических кислот – уксусной (ацетаты) и муравьиной (формиаты). Дело в том, что "органика" оказывает более мягкое воздействие на окружающую среду, чем используемые сейчас хлориды и, к тому же, со временем разлагается, не накапливаясь в почве и в воде.

Но в итоге получилось избавиться только от натрия, а "органика" для нас оказалась слишком дорогой. К тому же, она не производится внутри страны – ацетаты мы закупаем на Украине, а формиаты приходится заказывать в Финляндии.

Поэтому сейчас на столичных улицах используются, в основном, противогололедные смеси на основе хлорида кальция с добавлением модификаторов, уменьшающих коррозионную активность реагента.

В чем основные недостатки реагентов, используемых сейчас на столичных улицах?

Каждый реагент обладает своими достоинствами и недостатками. Например, натрий подавлял жизнедеятельность растений и вызывал сильную коррозию кузовов автомобилей и коммуникаций – металлических конструкций мостов, усиливающей железобетон арматуры. Кальций - наоборот играет роль удобрения, но он сильнее портит обувь и при близких к нулю температурах из-за своих физико-химических свойств образует мыльную пленку на асфальте, которая увеличивает тормозной путь автомобиля.

Насколько применяемые сейчас реагенты безопасны для здоровья пешеходов и водителей?

Испарения, которые поднимаются над московскими дорогами зимой, действительно могут негативно влиять на здоровье людей и животных. Но противогололедные реагенты тут не при чем - намного большую опасность представляют выхлопные газы автомобилей. Из-за плохого качества бензина и большого количества машин, которые не соответствуют современным экологическим нормам, продукты горения топлива могут быть даже ядовиты.

Было, правда, несколько случаев, когда при испытании на дорогах реагентов на основе органических солей, в частности солей уксусной кислоты, местные жители жаловались на сильный запах, но "органика" сейчас практически не используется.

А безопасны ли используемые сейчас реагенты для лакокрасочного покрытия автомобилей, металла кузова, шин и резиновых деталей подвески?

Кальций менее корозионно-активен, чем натрий (то есть, используемая ранее соль, - Лента.Ру), но все равно негативно воздействует на металл и резину. Конечно, в некоторые противогололедные реагенты добавляются соединения, уменьшающие их коррозийное действие, но они помогают несильно.

Кто производит противогололедные реагенты, используемые на московских улицах?

В столице, в основном, используются противогололедные реагенты, сделанные в России. Производятся они по большей части на заводах удобрений. А в 2002 году, когда происходил переход от хлорида натрия к новым солям, их закупали за границей. Хлористый кальций возили из Финляндии и даже из Китая. Хлористый магний приобретали в Израиле, Германии и Туркмении.

Существует ли рынок поддельных реагентов?

Сейчас ситуация такова, что поддельных реагентов не бывает - бывают некачественные. Дело в том, что для получения разрешения на применение противогололедного состава в Москве необходимо предоставить образец этого вещества на экспертизу. Это очень строгий контроль и производитель, конечно, старается предоставить образцы, которые удовлетворяют всем требованиям. Но качество поставляемых в столицу крупных партий реагентов так же дотошно контролировать гораздо сложнее, ведь речь идет о слишком больших объемах.

Эффективны ли применяемые в Москве технологии по очистке улиц ото льда по сравнению с зарубежными?

В принципе, и в России, и за границей применяются одни и те же противогололедные реагенты – это, в первую очередь, хлориды натрия, кальция и магния. Однако использовать эти материалы также успешно, как в Северной Европе, США и Канаде, в Москве по ряду причин пока не получается.

Во-первых, столичная дорожная сеть не рассчитана на то количество автомобилей, которое сейчас по ней передвигается. Катастрофически не хватает не только дорог, но и автостоянок. В результате, из-за пробок и стихийных парковок на обочинах крупных городских магистралей не получается вовремя убирать снег, из-за чего коммунальщикам приходится с помощью "химии" не просто разрыхлять накат, чтобы его можно было убрать снегоуборочными машинами, а буквально плавить его избытком реагентов.

Не получается убирать снег вовремя еще и потому, что на столичных дорогах не хватает современной снегоуборочной техники. Вместо нее, в основном, применяются либо землеройные машины, либо разработанные почти 50 лет назад комбайны "умелые руки". Эффективность и производительность этих устройств не удовлетворяет требованиям современного мегаполиса.

Кроме того, из-за неточных прогнозов погоды у столичных коммунальщиков далеко не всегда получается заранее обработать дороги реагентами перед сильными снегопадами. А вот в Канаде, Северной Америке и Европе, благодаря современным спутниковыми метеорологическим системам, на этот метод делается основная ставка. Такая технология позволяет предотвратить прилипание снега и льда к дорожному покрытию, превентивно обработав дорожное покрытие небольшими объемами растворенных солей. В результате, накат и ледяная корка не образуются, и все осадки можно убрать с дороги снегоуборочной техникой – без применения "химии".

Возможно ли применение на московских улицах современных зарубежных технологий?

Конечно, новые противогололедные составы появляются и будут появляться. Но пока, исходя из экономической целесообразности, от хлоридов столица отказаться не может. Формиаты дороже используемых в Москве сейчас составов на порядок, ацетаты – в пять-шесть раз.

Что касается так называемых фрикционных материалов - песка, гранитной крошки, гравия, которые успешно применяются на Западе, - то в Москве их использование невозможно из-за особенностей ливневой канализации. В Европе каждый уличный канализационный сток имеет "песколовку", в которой оседают все твердые частицы, смываемые с улицы. У нас же вода поступает в канализацию напрямую, поэтому любые твердые частицы забивают коллекторы. Мы уже проходили это в 80-х - начале 90-х годов прошлого века, и в результате отказались от использования песка на столичных улицах.

Как повлияет кризис на применение противогололедных реагентов в Москве? Может ли из-за сокращения городского бюджета ухудшиться их качество?

Качество реагентов из-за мирового финансового кризиса вряд ли ухудшится. Просто на сезон будет закупаться меньшее количество "химии". Кроме того, могут замедлиться темпы обновления снегоуборочного парка Москвы, а также снизиться затраты города на закупку и ремонт снегоплавильной техники.

Мы за ценой не постоим

В 2001 году, согласно документам правительства Москвы, было закуплено 395,3 тысячи тонн жидких и 149 тысяч тонн твердых реагентов. В бюджете на эти цели было выделено 1 миллиард 124 миллиона 100 тысяч рублей.
По информации газеты "Время новостей", в 2007 году столичные чиновники выделили на закупку 280 тысяч тонн жидких и 131 тысячи тонн твердых реагентов уже полтора миллиарда рублей.
Однако после начала кризиса - минувшей осенью - Москва потратила на приобретение средств для очистки дорог от снега и льда намного меньше - около 800 миллионов рублей.
На эти и другие вопросы мы попросили ответить эксперта – главного инженера проекта научно-исследовательского института "МосводоканалНИИпроект" Юлия Браславского.

Возможно ли появление на столичных улицах "идеального" реагента?

Идеального проитвогололедного реагента в природе не существует. Использование того или иного химического соединения для борьбы с гололедом - это всегда компромисс. Либо мы жертвуем растениями, либо обувью горожан.

И по-другому не получится. Все негативные эффекты противогололедных реагентов - это плата за жизнь в мегаполисе. Если не хотите, чтобы у вас от солей ржавела машина или портилась обувь, то поезжайте жить в деревню, там дороги песком посыпают. А в городе проезжая часть должна быть чистая, иначе нас захлестнет волна страшных аварий.

Другой вопрос в том, как реагенты используются. У нас, например, с их помощью решают все проблемы, и на них же сваливают вину за все неприятности на зимних дорогах. Вместо того, чтобы работать над эффективной системой механической уборки снега, развивать дорожную сеть и бороться с теми, кто нарушает правила парковки и затрудняет уборку снега, московские власти просто заливают дороги "химией".

Возмещение ущерба

В 1991 году по запросу Департамента транспорта США было проведено исследование, в рамках которого ученые и экономисты подсчитали ущерб от обработки американской дорожной сети технической солью (хлоридом натрия), которая на тот момент являлась основным противогололедным реагентом - на ее долю приходилось около 95 процентов всех солей, используемых в зимний период на дорогах Соединенных Штатов.
Эксперты выяснили, что несмотря на относительно небольшую стоимость обработки дорог технической солью – около 500 миллионов долларов в год - этот реагент ежегодно наносил экономике США ущерб в размере 2-4,4 миллиарда долларов, вызывая коррозию металлических деталей автомобилей и разрушая транспортную инфраструктуру.
Причем из-за использования хлорида натрия больше всего страдали автомобили – на их защиту от коррозии на тот момент ежегодно требовалось от 1,9 до 3,9 миллиарда долларов. На ремонт мостов, путепроводов и подземных парковок было необходимо еще от 200 до 500 миллионов долларов в год.
Проводились ли аналогичные исследования в России - нам неизвестно.

История применения реагента в Москве

В 80-х годах прошлого века в Москве в качестве противогололедного средства применялась недорогая смесь песка с технической солью (хлоридом натрия) в соотношении 92:8. При использовании такой технологии, за одну зиму в столице расходовалось около 500 тысяч тонн песка и 60-75 тысяч тонн хлористого натрия. Однако в 1994 году столичная мэрия решила отказаться от использования этого состава на московских улицах, так как во время весеннего таяния снега песок выводил из строя канализационные водостоки.

Отказавшись от песко-соляной смеси коммунальщики перешли на твердую техническую соль. Чистого хлорида натрия для противогололедной обработки нужно гораздо меньше, чем смеси с песком – нормативный расход на один квадратный метр составляет около 50 граммов вместо 150. Но к новой дозировке оказалась не готова спецтехника. В результате, по данным, опубликованным на сайте префектуры северо-западного округа Москвы, за зиму на дороги попадало около 350 тысяч тонн хлористого натрия, то есть в 5-6 раз больше, чем до отказа от песко-соляной смеси.

Такая передозировка не могла пройти бесследно, и за восемь лет использования чистой технической соли из-за засоления почв в столице резко ухудшилась экологическая обстановка, а на придорожных территориях начали гибнуть растения. Протесты жителей города и экологов против варварского отношения к окружающей среде заставили столичных чиновников заняться поиском альтернативных противогололедных препаратов, в результате чего они обратились к зарубежному опыту.

В результате в 2001 году правительство Москвы приняло постановление "О готовности дорожных служб города к уборке городских улиц и магистралей в зимний период 2001-2002 гг. с применением новых противогололедных материалов". Согласно этому документу, хлористый натрий заменили различные смеси, содержащие хлористый кальций, ацетат аммония, ацетат калия, хлористый магний, и нитраты кальция, магния, мочевины. Еще одним новшеством стала обработка улиц жидкими реагентами, которые предупреждают образование гололеда на дорогах – до этого использовались только твердые соли.

У новых препаратов оказалось множество преимуществ перед хлоридом натрия. Так хлориды кальция и магния, попав на снег или лед начинают растворяться с выделением тепла, и поэтому для обработки зимних дорог требуется гораздо меньшее количество реагентов по сравнению с технической солью. Соли уксусной и муравьиной кислоты, а также препараты, содержащие мочевину, плавят лед не так эффективно, как натрий хлор, но зато, "отработав" на зимней дороге, они быстро разлагаются под действием света и кислорода, не загрязняя почву.

В последующие годы список реагентов, закупаемых столичными чиновниками для обработки улиц, существенно сократился. Из-за высокой цены из него практически полностью были исключены все органические соли. А в 2004 году было запрещено использование чистого хлорида магния – экологи посчитали, что он оказывает негативное влияние на окружающую среду.

В результате, как рассказал "Ленте.Ру" заведующий кафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков, этой зимой в Москве используются два жидких препарата (28-процентый раствор хлорида кальция и раствор, содержащий 22 процента кальций хлора и шесть процентов натрий хлора), а также три твердых: чистый хлорид кальция, хлорид кальция, содержащий ингибиторы коррозии, и смесь, содержащая 25 процентов хлорида кальция и 75 процентов хлорида натрия.
 

Ян

Старейшина
Регистрация
23 Авг 2008
Сообщения
4,955
Возраст
55
Адрес
Москва, самое южное Бутово (Щербинка)
Ядовитое проклятие московских дорог
http://www.autonews.ru/autobusiness/new ... 16/1622630

С приходом зимы жизнь столичных автомобилистов традиционно превращается в ад. И дело даже не в том, что каждый снегопад намертво парализует московский трафик. Имя беды № 1, от которой страдают все без исключения горожане, – реагенты. Грязь на машинах, грязь на тротуарах, черный снег, коррозия, пожирающая кузова как новых, так и старых авто, залитые склизкой жидкостью стекла, отмыть которые по силам не всякой «незамерзайке». И – поразительное дело – невероятно скользкие дороги, на которых бьются чаще, чем в летний дождь и осенний снег. Чиновники уверяют: реагенты – не проклятие, а спасение, кивая при этом на «западный опыт».

Прежде всего давайте разберемся, что такое «реагенты». Тротуары обыкновенно посыпают песком или гранитной крошкой, вполне безопасными для окружающей среды, – но то тротуары! На автомобильные же дороги льются жидкие смеси, чистая «химия», которая плавит и снег и лед, создавая соляную пленку, которая теоретически не замерзает при низких температурах. Ту самую пленку, что превращает улицы в нечто сродни катку. Излюбленное блюдо столичных коммунальщиков – смеси на основе хлористого кальция и натрия. Этот коктейль не используется ни в одной из стран мира, кроме Швейцарии, разговоры же о том, что агрессивную химию на наших дорогах не встретить, остаются лишь разговорами – по мнению экологов, абсолютно безопасных реагентов не существует в принципе.

Дорожный потрошитель
Что такое натрий? Вещество, которое убивает растения, провоцирует возникновение коррозии – этот момент касается не только машин, но и силовых конструкций, к примеру мостов. Что такое кальций? Вещество, из-за которого разваливается обувь, а на асфальте появляется пленка, «благодаря» которой теряются сцепные свойства с дорогой – автомобили дольше тормозят, а то и вовсе не удерживаются в своей полосе. Домыслы? Ни в коем случае. Вышесказанное – факты, озвученные главным инженером проекта научно-исследовательского института «МосводоканалНИИпроект» Юлия Браславского в одном из его интервью. Что ж, остается верить многочисленным сертификатам и экологическим паспортам, грустно взирая на то, во что превратились крылья и двери вашей иномарки, которой не исполнилось еще и пяти лет.

Сложно сказать, что имеют в виду чиновники, говоря об эффективности использования реагентов и упоминая «западный опыт». К примеру, руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Андрей Цыбин утверждает, что «все крупные мегаполисы мира не обходятся без применения реагентов. Это уже, так сказать, исторический такой факт». Параллельно представители ГИБДД бодро рапортуют: число аварий зимой неуклонно снижается. Конечно же, благодаря применению химии. По словам Юлия Браславского, негативные последствия использования реагентов – плата за жизнь в мегаполисе, улицы которого должны быть всегда чистыми. А если кому-то не нравятся ржавые автомобили и дырявая обувь, эксперт рекомендует таким людям переехать на ПМЖ в деревню. И вот странной, черновато-коричневой чистотой блестят наши улицы, от Тверской до Шарикоподшипниковской. Между тем по всему миру раскиданы странные города, где и дороги чисты, и машины с обувью целы.

Сахарные трассы
Банальный пример – Скандинавия. Отправимся в Норвегию, страну более чем благополучную. Там реагенты не используются в принципе. В случае сильного гололеда дороги посыпаются мелкой гранитной крошкой, а снег... просто убирают. Так это северное государство живет уже более полутора веков, вне зависимости от автомобильных трендов и числа машин на дорогах. Весной крошку собирают, промывают, складируют и ждут следующей зимы. В Финляндии дороги поделены на несколько категорий: высшая категория – значит, уборка в первую очередь, проселок – уборка в последнюю очередь. В результате автомагистрали избавлены от снега и льда, а второстепенные дороги оказываются под слоем укатанного снега, что совершенно не мешает по ним передвигаться без риска для здоровья. А в Швеции власти пришли к выводу, что традиционную соль следует смешать с сахаром. Так и делают. Довольны.

Соль на канадский манер
Но может быть, в Скандинавии климат иной, и тамошним жителям реагент просто не нужен? Во всяком случае, это один из аргументов наших дорожников: якобы в Норвегии температура зимой никогда не падает ниже нуля, а в Москве перепады «плюсов» и «минусов» хоть в январе, хоть в марте достигают невероятных величин. Нет проблем: давайте посмотрим на опыт Канады и северных штатов США, где резкие температурные скачки – обычное дело. Удивительно, но и там со льдом и снегом борются при помощи соли и песка, более того, делают это только на крупных магистралях и главных улицах. А в некоторых штатах Америки и вовсе ограничиваются уборкой снега. К слову, из-за того что соль канадцы не жалеют, один из крупнейших городов страны, Квебек, даже получил прозвище «столица соляных рассолов». Власти Канады также могут похвастаться наличием «антигололедных дорог»: в ходе укладки шоссе в асфальт добавляют верглимит, материал, благодаря которому снег и лед тают быстрее, чем в «естественных условиях».

Вернемся в Европу. Чем Германия не образец для подражания? Как и в большинстве цивилизованных стран, реагенты здесь под запретом, и это прописано в законодательстве. У бюргеров нет какого-то «ноу-хау». Соль плюс щелочь – вот и весь сказ. Да и то – не везде, не всегда и в строго ограниченных количествах. Соль используется только в снег, только на дорогах, по которым двигается общественный транспорт, и не более 25 граммов на квадратный метр. Автобаны и федеральные трассы просто чистят от снега, не более.

Реальность, а не выдумки
В принципе, похожая ситуация наблюдается и во многих российских городах. Скажете, Норильск – крохотное поселение? Скажете, там не бывает зимы? Снег в этом городе начинает идти в сентябре и более-менее тает к июню. Однако никаких реагентов зимой, которая длится в Заполярье более полугода, там не применяют. И недостатка в них не испытывают. Отнюдь не из-за бедности.

Так есть ли необходимость в использовании реагентов в российской столице? Не факт. Достаточно лишь грамотно организовать работу коммунальных служб, эффективно применять гранитную крошку, песок и – где необходимо – соль. Москва станет намного чище, с дорог исчезнет скользкая пленка, уменьшится число аварий, в буквальном смысле станет легче дышать. Западный опыт, реальный, а не тот, что существует в головах у ряда чиновников, тому яркий пример.
 

Dzha

Гость
Регистрация
20 Дек 2010
Сообщения
2
Адрес
Piter
Сейчас вроде коктейль должен сменить название)
 

Надюхин

Печатная машинка
Регистрация
6 Апр 2008
Сообщения
9,539
Возраст
45
Адрес
МСК
Теперь изобретение не актуально. Теперь нам по ушам ездят, что можно как в Тюмени по укатанному снегу кататься.. Теперь ни реагентов, ни снегоуборочной техники своевременно... :twisted:
 

elenstone

Авторитет
Регистрация
16 Ноя 2008
Сообщения
1,054
Адрес
Москва
Кстати, в субботу хороший снежок был, хрустит под ногами и колесами, не тает. Ездить по нему хорошо было, где не поливали реагентами, а там где полили - сразу каша и машину вести начинает. Все равно не понимаю зачем реагентами пользоваться? Счищали бы да и все
 

Надюхин

Печатная машинка
Регистрация
6 Апр 2008
Сообщения
9,539
Возраст
45
Адрес
МСК
elenstone, затем что почистить все не успевают... Сегодняшний день это показал с лихвой..
 

йцукен

Опытный
Регистрация
11 Дек 2008
Сообщения
437
Возраст
43
Адрес
Красногорск
Надюхин написал(а):
почистить все не успевают
А почему не успевают только в нашей стране? Или если купить больше техники и нанять больше людей то на дачи не будет хватать?
 

Надюхин

Печатная машинка
Регистрация
6 Апр 2008
Сообщения
9,539
Возраст
45
Адрес
МСК
йцукен, хыхы, не успевают не только в нашей стране. Новости/инет почитайте посмотрите. :) Вопрос не в количестве техники, а в том, что если днем всю эту технику выгнать на дороги, то мы ездить вообще не сможем.. А снег у нас идет не только по ночам..

Добавлено спустя 1 минуту 53 секунды:
А вообще пока не пришел этот тюменский ханты-манты в Москву - чистили и убирали гораздо оперативнее...
 

Ойка

Авторитет
Регистрация
21 Апр 2010
Сообщения
773
Возраст
50
Адрес
Подмосковье
Надюхин, вчера в 2 ночи ехала в качестве пассажира через всю Москву. Ни одной снегоуборочной машины не встретили, хотя снегопад был явью. Этой техники ни днём, ни ночью нет на дорогах. Нет чёткой организации работы.
Снегоуборочная техника должна выходить днём на наименее загруженные участки дорог, а ночью чистить всё, что загрузится утром. Нон-стоп. Но у нас не умеют работать. :(
 

Надюхин

Печатная машинка
Регистрация
6 Апр 2008
Сообщения
9,539
Возраст
45
Адрес
МСК
Ойка, про нынешнюю ситуацию сказала уже выше.. Раньше чистили и убирали намного лучше, хоть и лили дополнительно еще и реагенты.. А сейчас ни того, ни другого..
 

Динамит

Старейшина
Регистрация
7 Апр 2009
Сообщения
2,248
Адрес
Москва - КлинОМ
в Москве 9000 едениц техники, на 6000 улиц, и самое интересное в области нет регенов в таких масштабах, там чаще убирают и машины чище.



Добавлено спустя 2 минуты 5 секунд:
что до уборки улиц вы у Питерцев спросите как им там живется

 

Надюхин

Печатная машинка
Регистрация
6 Апр 2008
Сообщения
9,539
Возраст
45
Адрес
МСК
Динамит написал(а):
что до уборки улиц вы у Питерцев спросите как им там живется
Ну там вообще главное орудие труда жителей - лопата. :twisted:
 
Пример HTML-страницы
Сверху Снизу