Светодиодная подсветка кнопок магнитолы

Тема в разделе "Очумелые ручки", создана пользователем йцукен, 4 май 2010.

  1. йцукен

    йцукен Опытный

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    440
    Адрес:
    Красногорск
    Реальное имя:
    Александр
    Машина:
    Chevrolet Orlando LS AT 2012 черный
    В свете темы про лампочки подсветки кнопок в салоне (Подсветка управляющих кнопок в салоне), а также в связи с приказавшими долго жить лампочками подсветки кнопок магнитолы (вокруг регулятора громкости), решил замутить легкий тюнинг.

    Учитывая количество пострадавших от скоропостижной кончины лампочек подсветки можно смело считать их расходным материалом. :oops:

    А учитывая геморройность процесса их замены и нюансы их поиска/покупки а также их стоимость - очень хотелось бы исключить эти лампочки из расходных материалов. :)

    Было принято решение поменять их на светодиоды. Ну, во первых, светодиоды слывут штукой гораздо более надежной, нежели лампы накаливания, а во вторых - они выходят дешевле родных лампочек. Конечно - халявы не бывает, поэтому пришлось поработать паяльничком.

    Итак, для реализации тунинха понадобились следующие вещи:
    1. Инструмент: паяльник и его расходники (припой, флюс), тестер (или отдельно вольтметр до 20В, миллиамперметр до 50-100мА), блок питания 12-15В.
    2. Светодиоды диаметром 3мм - 4шт. Я приобрел белые светодиоды в чипе-дипе (Betlux BL-L324UWC (с/д белый, 13", d=3мм, 10000 мКд)). Выбирались в магазине по фразе "дайте белых светодиодов диаметром 3мм самых ярких". Как показала практика - самые яркие брать необязательно...
    3. Резисторы - обычные выводные мощностью 0.25 вт - 4шт. В моем случае оказались 330 Ом. Вероятнее всего пойдут и меньшей мощности (0.125Вт), но я их не смог найти.
    4. Старые лампочки подсветки (горелые или не очень).

    Несколько слов о подготовительных мероприятиях.
    Во-первых, если у вас не конкретно те светодиоды - нужно подобрать резисторы под них (конкретный номинал). Я подбирал следующим образом: стандартный прямой ток, который держат такого рода светодиоды - порядка 30мА. Я подбирал в расчете на напряжение до 15В. Резисторы выбрал исходя из того, что при 15В ток составляет 35мА. Как оказалось позже - напряжение, которое подается на лампы подсветки кнопок магнитолы (именно тех, что вокруг регулятора громкости, на кнопки климата идет отдельный кабель) составляет всего 7.42В (по крайней мере это напряжение показал тестер при замере напряжения на плате без ламп). При всем этом, яркость подсветки кнопок (при том, что работает конструкция на половине расчетной напруги) более яркая, нежели подсветка остальных кнопок.

    Итак, если все вышеописанные приготовления выполнены, можно приступать к работе.

    Для начала разбираем старые лампочки. Перед разбором внимательно изучаем лампочку, запоминаем как были загнуты усики-контакты. Разгибаем усики, вытаскиваем колбу:

    От старой лампочки нам нужен только цоколь (черная пластмассовая фигулина).
    Вместо колбы вставляем в цоколь светодиод (ножками в те же отверстия, где были усики лампочки). Одну из ног светодиода сразу загибаем так же, как были загнуты усики лампочки. Рекомендую для всех собираемых ламп загибать либо "+" либо "-" диода (я выбирал "+"):


    К другому выводу светодиода припаиваем резистор:

    Как выяснилось на практике - можно оставлять выводы любой длины, более того - лучше оставить их подлиннее. Так будет удобнее вставлять лампочки, а места за передней панелью магнитолы вполне достаточно чтоб их там усестить немного загнув...
    Чтобы исключить возможность КЗ, изолируем резистор термоусадкой от самого цоколя:

    Свободный конец резистора загибаем вокруг цоколя так же, как был загнут второй усик лампочки. Первый собранный диод получился вот таким:

    Для удобства можно отметить маркером "+" или "-" вывод (точкой на самом диоде - что я и делал для следующих трех диодов). Остальные три собираем по аналогии:

    Собрав в кучку четырех свежеиспеченных бойцов перемещаемся в машину с целью их внедрения в тыл потенциального противника (то есть для установки в магнитолу).
    Для установки нужно снять магнитолу (см. подробную инструкцию Троffима Магнитола штатная. Как она снимается.). После снятия магнитолы нужно открутить ее переднюю панель (6 маленьких шурупов по периметру), и отсоединить шлейф (отсоединяется путем вытягивания от платы черной скобы). В результате у Вас в руках останется такая штука:

    Т.к. у нас светодиоды, то они чувствительны к полярности подваемого на них напряжения. Контакты в посадочных местах ламп естественно не промаркированы. С помощью тестера и такой-то матери, а также с помощью подручной бумажки было выяснено следующее:

    или переводя на живое изображение:

    В соответствии с данной картой сокровищ втыкаем на место новоиспеченные светодиоды, соблюдая полярность. Небольшой нюанс - выводы светодиода и резистора толще выводов родной лампочки. Поэтому их нужно поджать пассатижами (без фанатизма - чтобы не треснул пластиковый цоколь), а также придется помогать себе пассатижами при установке лампочек в гнезда.
    После успешной установки собираем магнитолу и устанавливаем на место. Затем дожидаемся темноты и любуемся результатом:

    И напоследок о цене вопроса: светодиод около 17р/шт, резистор - около 3р/шт. Итого - около 20р на лампочку.
     

    Вложения:

    • 00_IMG_2172.JPG
      00_IMG_2172.JPG
      Размер файла:
      141.3 КБ
      Просмотров:
      8,212
    • 01_IMG_2115.JPG
      01_IMG_2115.JPG
      Размер файла:
      156.1 КБ
      Просмотров:
      8,212
    • 01_IMG_2116.JPG
      01_IMG_2116.JPG
      Размер файла:
      103.3 КБ
      Просмотров:
      8,208
    • 02_IMG_2125.JPG
      02_IMG_2125.JPG
      Размер файла:
      45.1 КБ
      Просмотров:
      8,209
    • 03_IMG_2131.JPG
      03_IMG_2131.JPG
      Размер файла:
      36.7 КБ
      Просмотров:
      8,208
    • 04_IMG_2139.JPG
      04_IMG_2139.JPG
      Размер файла:
      129.4 КБ
      Просмотров:
      8,211
    • 05_IMG_2189.JPG
      05_IMG_2189.JPG
      Размер файла:
      90.9 КБ
      Просмотров:
      8,211
    • 055_ef35f1ccc792.jpg
      055_ef35f1ccc792.jpg
      Размер файла:
      133 КБ
      Просмотров:
      8,223
    • 07_IMG_2206.JPG
      07_IMG_2206.JPG
      Размер файла:
      112.8 КБ
      Просмотров:
      8,215
    • 06_IMG_2190.JPG
      06_IMG_2190.JPG
      Размер файла:
      110.2 КБ
      Просмотров:
      8,221
    • 08_IMG_2213.jpg
      08_IMG_2213.jpg
      Размер файла:
      84.5 КБ
      Просмотров:
      8,233
  2. ВоВа

    ВоВа Опытный

    Регистрация:
    7 июн 2008
    Сообщения:
    541
    Адрес:
    Пермь
    Реальное имя:
    Владимир
    Машина:
    Freetrack`12 [был Jazz Sport'06]
    молодец!
    один вопрос только: почему белые СД, а не желтые/оранжевые, планируется дальнейшая замена всех остальных на лунные?
     
  3. 128

    128 Гуру

    Регистрация:
    22 фев 2009
    Сообщения:
    1,969
    Адрес:
    Краснодар
    Реальное имя:
    Виктор
    Машина:
    RАV4, 2011, CVT
    йцукен
    молодец! присоединяюсь к вопросу ВоВы... а одеть резиновый желтый чехол (со стоковой лампочки) на диод не пробовал?
     
  4. йцукен

    йцукен Опытный

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    440
    Адрес:
    Красногорск
    Реальное имя:
    Александр
    Машина:
    Chevrolet Orlando LS AT 2012 черный
    ВоВа
    Хотел посмотреть как это будет. В результате - белый с оранжевым перекликается с подсветкой приборки - она в тех же тонах.
    Пока планирую (позже - пока нет времени) провернуть такую операцию с кнопками климата.
    Что касается остальных кнопок (управление диском, rpt/rdm, кнопки под экраном, а также сами экраны) - они подсвечиваются жестко запаянными на плату чип-диодами, перепаивать их скорее всего не рискну. Хотя если честно - белая подсветка для глаз куда приятнее.

    128
    Чехлы одевать не пробовал - возможно и налезут. Но думаю в этом случае цвет все равно будет отличаться.
    Если хочется янтарного цвета, думаю следует поискать оранжевые светодиоды - вроде бывает такое чудо в природе.
     
  5. Михаил76

    Михаил76 Участник

    Регистрация:
    27 дек 2009
    Сообщения:
    219
    Адрес:
    Москва
    Реальное имя:
    Михаил
    Машина:
    Jazz 2008 1.4cvt Волга 2410 1991 2.5МКП
    йцукен, шикарный отчёт :good: . Только думал о такой операции и...перегорело колёсико :unknown:, вот только с паяльником не дружу я :( . На остальные четыре лампы подсветки, такие-же СД нужны?
     
  6. йцукен

    йцукен Опытный

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    440
    Адрес:
    Красногорск
    Реальное имя:
    Александр
    Машина:
    Chevrolet Orlando LS AT 2012 черный
    Михаил76
    Ну там особо с паяльником дружить не надо, чтоб один контакт к другому припаять :) Паяльник на 40 Вт, припой и флюс (канифоль).
    Что касается лампочек подсветки кнопок климата - не знаю, я их еще пока даже не вынимал. Возможно туда уместятся светодиоды диаметром 4мм (3.5 не делают) и скорее всего для кнопок климата придется спиливать линзу с диода...
     
  7. Artuhoff

    Artuhoff Участник

    Регистрация:
    25 май 2009
    Сообщения:
    152
    Адрес:
    Москва
    Реальное имя:
    Андрей
    Машина:
    jazz 2004 Modulo
    Да есть такая тема по пересвету панельки. Молодец. Но иногда приходится резистор впихивать прям под диод, т.к. нет места и тут надо быть аккуратным - не спалить диод.
    А вот мой вариант подсветочки.
    [​IMG]
     
  8. Михаил76

    Михаил76 Участник

    Регистрация:
    27 дек 2009
    Сообщения:
    219
    Адрес:
    Москва
    Реальное имя:
    Михаил
    Машина:
    Jazz 2008 1.4cvt Волга 2410 1991 2.5МКП
    Это куполообразный кончик? Существуют СД с П-образной головкой и спиливать не придётся. На сколько я помню янтарные СД существуют, только параметров незнаю.
     
  9. serg6977

    serg6977 Участник

    Регистрация:
    21 янв 2010
    Сообщения:
    187
    Адрес:
    Москва
    Реальное имя:
    Сергей
    Машина:
    Хонда джаз 2008
    Купите сразу светодиоды на 12 вольт и не мучайтесь.
     
  10. Михаил76

    Михаил76 Участник

    Регистрация:
    27 дек 2009
    Сообщения:
    219
    Адрес:
    Москва
    Реальное имя:
    Михаил
    Машина:
    Jazz 2008 1.4cvt Волга 2410 1991 2.5МКП
    Там вроде 7,42В напряжение :unknown: .
     
  11. йцукен

    йцукен Опытный

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    440
    Адрес:
    Красногорск
    Реальное имя:
    Александр
    Машина:
    Chevrolet Orlando LS AT 2012 черный
    Не нашел спиленных диаметром 3мм. 5 мм - есть, даже с обратной линзой.
    Светодиодов на 12В не бывает. То что продается как лампочка (готовая с цоколем для замены штатных 12В-ламп) есть не что иное как диод на 3-4В и впаянный (спрятанный в цоколе) резистор. Причем некоторые идиоты-производители таких ламп этот резистор рассчитывают как раз таки под 12В без запаса, и их диоды то и дело перегорают. При таких габаритах как на наших лампочках уместить все внутри можно только используя SMD-компоненты - но там не такая простая технология...
    На самом деле подбирать резистор лучше под 12 :) и так получилось ярче, чем штатная подсветка... Да и ресурс теперь почти вечный, ибо работают светодиоды на половине максимального тока...
     
  12. Михаил76

    Михаил76 Участник

    Регистрация:
    27 дек 2009
    Сообщения:
    219
    Адрес:
    Москва
    Реальное имя:
    Михаил
    Машина:
    Jazz 2008 1.4cvt Волга 2410 1991 2.5МКП
    Для чего блок питания нужен?
     
  13. йцукен

    йцукен Опытный

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    440
    Адрес:
    Красногорск
    Реальное имя:
    Александр
    Машина:
    Chevrolet Orlando LS AT 2012 черный
    Чтобы подобрать резистор. Если брать те же диоды и резисторы 330Ом - то не нужен.
     
  14. serg6977

    serg6977 Участник

    Регистрация:
    21 янв 2010
    Сообщения:
    187
    Адрес:
    Москва
    Реальное имя:
    Сергей
    Машина:
    Хонда джаз 2008
    Это кто тебе эту глупость сказал?
     
  15. Михаил76

    Михаил76 Участник

    Регистрация:
    27 дек 2009
    Сообщения:
    219
    Адрес:
    Москва
    Реальное имя:
    Михаил
    Машина:
    Jazz 2008 1.4cvt Волга 2410 1991 2.5МКП
    Купил тестер(пока незнаю как пользоваться :oops: ), паяльник, резисторы и СД(2000кДм, но жёлтые). Подойдут резисторы к этим СД?
    Вроде на Волгу покупал СД со встроенным резистором, они раза в два дороже.
     
  16. Artuhoff

    Artuhoff Участник

    Регистрация:
    25 май 2009
    Сообщения:
    152
    Адрес:
    Москва
    Реальное имя:
    Андрей
    Машина:
    jazz 2004 Modulo
    Ну давай купи.
    Резистором можно выбрать яркость - это надо учитывать!
     
  17. Михаил76

    Михаил76 Участник

    Регистрация:
    27 дек 2009
    Сообщения:
    219
    Адрес:
    Москва
    Реальное имя:
    Михаил
    Машина:
    Jazz 2008 1.4cvt Волга 2410 1991 2.5МКП
    Это как? Формулы нужны?
     
  18. йцукен

    йцукен Опытный

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    440
    Адрес:
    Красногорск
    Реальное имя:
    Александр
    Машина:
    Chevrolet Orlando LS AT 2012 черный
    Пример?
    Нужны характеристики диода (точнее - номинальное значение прямого тока). Чтобы диод долго жил - на него надо дать ток на 20-30% меньший этого номинала (у нас в машине наверняка не очень стабилизированное непряжение, да и резисторы не особо точная штука).
    По хорошему (по честному) нужен переменный резистор гденить на килоом и блок питания с тем напряжением, к которому будешь подключать (ну либо как я - к 15 :) ). соединяешь последовательно СД, резистор (выкрученный на максимальное сопростивление) и тестер переключенный в режим измерения тока до 100мА (или 50 если есть). Смотришь ток (втыкаешь тестер в разрыв цепи) и уменьшаешь сопротивление резистора пока не будет номинал -20 (30) %. потом разбираешь, меряешь сопротивление резистора омметром (тем же тестером) и покупаешь ближайший по номиналу.
    ИМХО диоды на номинальном токе (как и -20%) будут ярче штатных лампочек. Как вариант - сравнивать с штатной лампочкой (если уцелела хоть одна) при напруге 6-7 вольт по яркости.
    Формул как таковых не будет имхо... Хотя возможно в даташите по диодам и есть график зависимости яркости от тока...

    PS. Кстати, иногда в даташите пишут как номинальный ток, так и номинальное напряжение. Тогда (чисто теоретичски) можно рассчитать требуемое сопротивление (по закону Ома вычисляем сопротивление, по нему же вычисляем требуемое сопротивление цепи для 12В (или 7.42) по току, вычитаем полученное сопротивление диода и вуаля!).
    Кстати, если вместо номинального тока для диода известно номинальное напряжение - тоже не беда, методика подбора резистора та же, только меряем напряжение на ногах диода вместо тока.
     
  19. serg6977

    serg6977 Участник

    Регистрация:
    21 янв 2010
    Сообщения:
    187
    Адрес:
    Москва
    Реальное имя:
    Сергей
    Машина:
    Хонда джаз 2008
    Рядом живёшь в Митино заедь.
     
  20. йцукен

    йцукен Опытный

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    440
    Адрес:
    Красногорск
    Реальное имя:
    Александр
    Машина:
    Chevrolet Orlando LS AT 2012 черный
    Да что-то в Митино как раз таки и не нашел.