Светодиодные модули в салон - своими руками

Тема в разделе "Очумелые ручки", создана пользователем йцукен, 19 окт 2010.

  1. йцукен

    йцукен Опытный

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    440
    Адрес:
    Красногорск
    Реальное имя:
    Александр
    Машина:
    Chevrolet Orlando LS AT 2012 черный
    Мне всегда нравился хороший свет в салоне авто. И карту полистать не ломая глаза можно, и книжку почитать в ожидании кого-либо, да и упавшие на сиденье/на пол вещи заметно сразу. Да и в целом - приятнее.
    Лампочки салонного света в Джазе хоть и неплохо светят, но все же не сказал бы, чтобы с ними было комфортно.
    Опять же - лампы накаливания - некрасиво желтые и вообще прошлый век.
    Захотелось светодиодного света. Белого и яркого.
    Сначала задумался о покупке светодиодного модуля, собранного на наши автомобильные радости братьями-китайцами. Вот типа такого:

    Немного пообщавшись со счастливыми обладателями подобных модулей, понял, что штука весьма ненадежная, и при том не особо-то дешевая. Рано или поздно начинают выгорать полоски в матрице, и что хуже - неприятно моргают перед смертью.
    В результате пришел к мнению, что платить за одноразовые вещи как-то моветон, да и потом - не наш метод покупать готовое :)
    В результате, ради масштабного эксперимента, на Митинском радиорынке была затарена светодиодная лента без силиконовой оболочки, аналогичная той, что использовалась мной для подсветки багажника, только не залитая в силикон). Цена вопроса на Митинском рынке - 450р/метр (режут ли по полметра не уточнил). Выглядит лента примерно так:

    Лента была безжалостно покромсана на куски по 3 светодиода (или 5 сантиметров, что одно и то же). Получились вот такие заготовки:

    Для создания светодиодных модулей, нужно было закрепить эти заготовки рядом друг с другом на чем-либо. Недолго думая, задействовал под эту высокую миссию свои старые визитки - размер визиток 5х9 см - ширина как раз соответствует длине заготовки. Далее наклеил на визитку наши отрезки ленты рядом друг с другом в количестве 3шт (ранее замерил место в плафонах штурманского света - 5х3 должно влезть):

    Лишняя часть визитки (точнее не лишняя, а предназначенная для других модулей) была отрезана ножницами без малейших раздумий. В результате повторения такой операции получаем такие вот, пока не рабочие, модули:

    Теперь остается соединить модули между собой и припаять провода с разъемом-цоколем.
    Для соединения между собой я использовал перемычки из оголенной жилы от витой пары. Изгибал перемычки так, чтобы соединять между собой плюсовые контакты:

    Таких перемычек нужно 2 штуки на один модуль - для соединения плюсовых и минусовых контактов. Я использовал одинаковые перемычки, хотя для минусовых контактов возможны варианты. Дело в том, что в каждом светодиоде на ленте объединены три ярких светодиода. Для соединения с 12В на ленте есть 4 контакта с каждой стороны отрезка - один ощий плюс и три минуса. Для достижения максимальной яркости нужно эти три минуса соединить вместе. Можно выгибать хитрые перемычки для соединения этих контактов, но я сделал несколько иначе. С одной стороны каждого отрезка спаял эти три контакта вместе залив их большим количеством припоя, с этой же стороны аккуратно соединил плюсы всех отрезков перемычкой (главное - аккуратность - не коротнуть "+" с "-"). А с другой стороны спаял вместе минусы отрезков такой же перемычкой и подпаял провода для подачи питания. Получилось вот так:

    Осталось только найти подходящий разъем, имитирующий цоколь лампы.
    От вышеупомянутой (перегорающей и премерзко моргающей) панельки мой коллега по работе пожертвовал переходник (ради высокой цели творчества не пожалел... хотя сказал что у него еще есть).

    Удобная штука - к ней можно подпаяться внутрь и аккуратно запрятать провода. Но у нее есть большой минус - отдельно ее не продают (я не нашел - если кто знает где купить скажите - буду благодарен). Для второй (а позже и третей) панельки в качестве разъема использовал перегоревшие штатные лампочки (перегоревших не было - пришлось спалить живые):

    Итак, прежде чем инсталлировать в авто - провел сравнительные испытания (все три источника светят от одного блока питания):

    Прежде чем инсталлировать все в авто, также провел испытания на объекте: сравниваем втавленные в штурманский свет штатную лампочку и самодельную светодиодную панельку:



    Фотки (выше) постарался привести максимально близко к реально наблюдаемой картинке.
    При установке модулей в штурманский свет обнаружил, что жесткая пластина 3х5 см в него не влезет, но наши модули позволяют себя слегка изогнуть, что позволяет им не только уместиться, но и зафиксироваться в плафонах:

    В результате - имеем великолепный яркий белый свет. В задний (центральный) плафон влез бы и модуль бОльшего размера. Но имхо и такого более чем достаточно.
    Напоследок - как это выглядит:


    При использовании "вежливого" света диоды в заднем (центральном) плафоне остаются едва заметно тлеть - едва заметно и ничего не освещая - судя по всему "вежливый" свет не отключает до конца подачу электричества на лампочку - просто лампочка от такого слабого тока просто не светится.
     

    Вложения:

  2. Ямщик

    Ямщик Опытный

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    355
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Машина:
    Jazz 2008, Ford Focus II
    Как с пожарной безопасностью?
    А то электропотребители на картоне мне кажется может быть опасно.

    В целом очень даже!!!
     
  3. 128

    128 Гуру

    Регистрация:
    22 фев 2009
    Сообщения:
    1,969
    Адрес:
    Краснодар
    Реальное имя:
    Виктор
    Машина:
    RАV4, 2011, CVT
    йцукен
    Меня как раз и насторожило то, что диоды в центральном плафоне до конца не тухнут, а остаются еле видно гореть... Понимаю, что электричества они потребляют не много, но всё же потребляют... Короче тоже поэкспериментировав с диодами в итоге я вернул штатную лампочку.... :pardon:

    ЗЫ... В целом прикольно получилось, но в центральный плафон надо было больше диодов пихнуть... :D
     
  4. йцукен

    йцукен Опытный

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    440
    Адрес:
    Красногорск
    Реальное имя:
    Александр
    Машина:
    Chevrolet Orlando LS AT 2012 черный
    Диоды не так сильно греются, чтобы поджечь картон :) в остальном - прямого контакта мест вероятного возникновения искры с картоном нет, так что не думаю, что стоит этого опасаться.

    Если разобраться - почему горят диоды? Потому что даже при "выключенном" свете в цепи продолжает протекать ток. Причем для лампочки этот ток больше, чем для диодов - ведь активное сопротивление диодного модуля куда выше активного сопротивления лампочки. А закон Ома вроде никто не отменял. То, что лампочка не светится вовсе не означает, что потребление тока отсутствует.

    Кстати - надо будет замерить ток утечки в обоих случаях.

    Боюсь сидения выгорят :) На самом деле есть еще одна идея изменения света в центральном плафоне, связанная с подсветкой в ноги. Но ее буду реализовывать позже.
     
  5. ВоВа

    ВоВа Опытный

    Регистрация:
    7 июн 2008
    Сообщения:
    541
    Адрес:
    Пермь
    Реальное имя:
    Владимир
    Машина:
    Freetrack`12 [был Jazz Sport'06]
    у меня диодная "люстра" под потолком, вроде, затухает до конца.
    стоит больше года, если правильно помню, такая sho-me pa-35
    [​IMG]

    только мне не понравился контраст холодного голубо-лунного света "люстры" с давно установленной теплой оранжево-желтой подсветкой ног, поэтому выкрасил лаком диоды в нужный оттенок, и теперь общая подсветка в салоне - теплооранжевая, а штурманский свет и багажное отделение - ярко белые.
     

    Вложения:

    • 0160-led.jpg
      0160-led.jpg
      Размер файла:
      62.9 КБ
      Просмотров:
      4,665
  6. 128

    128 Гуру

    Регистрация:
    22 фев 2009
    Сообщения:
    1,969
    Адрес:
    Краснодар
    Реальное имя:
    Виктор
    Машина:
    RАV4, 2011, CVT
    йцукен
    Если не критично, то я назад поставлю диодную люстру...
    Просто в законах ома не шарю :pardon:

    йцукен
    Замерь и сообщи тогда, интересно ведь...
     
  7. йцукен

    йцукен Опытный

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    440
    Адрес:
    Красногорск
    Реальное имя:
    Александр
    Машина:
    Chevrolet Orlando LS AT 2012 черный
    Итак, замерил токи утечки и потребления. Как смог.
    Измерения проводились тестером UNI-T UT33C компании Uni Trend Group (не претендует на научную высокоточность, но в то же время не из бюджетных моделей - заявленная точность по току - 1%).

    Резюме следующее - так или иначе ток в цепи идет (как в случае лампочки, так в случае LED-панельки). Но ток настолько малый, что практически ни на что не влияет. Как я и подозревал в случае с панелькой (несмотря на то, что она продолжает тускло светиться) этот ток меньше, чем в случае лампочки. При измерении тока на самом "слаботочном" диапазоне тестера (0-2000 мкА) для LED-панельки показал 0, для лампочки показал 1 (замерЯл несколько раз, показания стабильны). Я так понимаю микроАмпер. Учитывая, что показания находятся на границе погрешности самого чувствительного диапазона, не готов судить о точных токах, сказать могу одно - потребление тлеющей панельки меньше погасшей лампочки :).
    Ниже сравнительные замеры (все от АКБ):

    Согласно показаниям - потребление панельки почти в 4 (точнее - около 3.75) раза ниже потребления штатной лампочки. При этом светит панелька гораздо ярче.
    Наличие потребления при погасшей лампочке (в случае использования "вежливого света") подтверждается наличием напряжения на контактах цоколя без нагрузки:

    Так или иначе - ток потребления настолько мал, что никак не скажется на разряде АКБ и можно смело оставлять панельку "тлеющей" не заморачиваясь на этот счет.

    PS. Глядя на получившийся свет, счастливый обладатель китайской панельки (сташей донором разъема-цоколя) завистливо отметил, что самодельные панельки гораздо ярче и дают нейтральный белый свет (в отличие от холодного света заводских) - судя по всему особенность разных светодиодов.
     

    Вложения:

  8. 128

    128 Гуру

    Регистрация:
    22 фев 2009
    Сообщения:
    1,969
    Адрес:
    Краснодар
    Реальное имя:
    Виктор
    Машина:
    RАV4, 2011, CVT
    Спасибо! Убедил! :) На выходных верну светодиоды в люстру :)
     
  9. schel4ok

    schel4ok Участник

    Регистрация:
    6 май 2009
    Сообщения:
    120
    Адрес:
    Щёлково
    Реальное имя:
    Илья
    Машина:
    Jazz Sport 2008 Vivid Blue Pearl
    Зачем припаивать провода к лампочке? Уродство какое-то.
    Когда лампочку вытаскиваешь, то там видно, что сама лампа воткнута в стандартным разъем типа "Р"
    [​IMG]
    И места в плафоне будет намного больше. От стандартного разъема из магазина надо оторвать (зубами) красненькую пластмасску - она там сильно расширена. И тогда разъем станет миниатюрным.

    Я снял черную пластиковую колодку лампы. Отсоединил её от разъема и вставил нормальный разъем своей светодиодной люстры. Эту черную колодку по-любому лучше снять. Так в плафоне будет больше места, чтобы утопить светодиодную пластину поглубже. Во-первых она будет светить лучше на удалении от линзы, а во-вторых не будет мешать вставлять линзу.

    Еще оторвал наклонную пластинку ближе к центру лампы, которая видимо отсекает свет для водителя и пассажира. Без нее удобнее вставлять светодиодную пластинку. Да и тут на фотках видна тень от этой наклонной пластины - мне не нравится.
    [​IMG]

    Я что-то очковал клеить светодиоды к бумажке и нашел ненужную пластиковую карточку.
    Потом когда собирал свою пластину, то соединял её к источнику тока чтобы проверить как работает. Оставил включенной на 10 минут, чтобы посмотреть как нагреется. Короче греется она не кисло. Надо это штуку клеить к железке!!!
     
  10. Zalechi

    Zalechi Участник

    Регистрация:
    17 фев 2011
    Сообщения:
    73
    Адрес:
    Кишинёв, Молдавия
    Реальное имя:
    Сергей
    Машина:
    Jazz Live 2005(Механика, серый хомяк)
    Интересно-интересно, кулибины. Надо бы всё же с пожаро-безопасностью разобраться, а в остальном - порядок!