Автомат или механика?
Михаил КРИВОСПИЦКИЙ, KP-AVTO.RU — 02.02.2009
(Михаил КРИВОСПИЦКИЙ, пилот раллийной команды Driving Art, обладатель Кубка России-2007 по ралли, серебряный призер Кубка РОЛЬФ-2008, тренер-инструктор школы искусства вождения)
http://kp-avto.ru/article/4533/
Есть два вида коробок переключения передач, плюс несколько подвидов. Вид первый: это коробки механические, они же мануальные, они же в простонародье «ручка». Второй вид: коробки автоматические, плюс ее подвиды – гидравлическая, вариатор, робот, секвентальная коробка. Какая же из всего этого многообразия предпочтительнее?
МЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА (МКПП)
Ее плюсы в том, что водитель имеет четкую связь между двигателем и колесами. Если мы сбрасываем газ, то машина сразу начинает замедляться. Если мы нажимаем на газ, значит машина моментально, без запаздывания, начинает ускоряться.
Минусы механической коробки передач в том, что мы постоянно должны вжимать сцепление и правой рукой включать передачи. Работа с МКПП сложнее. И это ее основные минусы.
КОРОБКА-АВТОМАТ (АКПП)
Она подразумевает в автомобиле всего две педали (тормоз и газ). Значит, машиной управлять легче - это плюс. Коробка за нас сама переключает передачи, она включает нужную передачу в зависимости от того, как мы нажимаем на газ и с какой скоростью двигается автомобиль. В общем, комфортно! Особенно это важно в мегаполисах, где сплошные пробки и большой поток машин.
Минус в том, что у автомата не очень четкая связь между колесами и двигателем. И многие жалуются: я на автомате не чувствую машину.
Автоматические коробки бывают несколько видов. Самый распространенный - гидравлические автоматы. Почему они называются «гидравлическими»? Потому что за счет механизма, который создает давление в масле, идет переключение передач. Роль сцепления в гидравлическом автомате играет гидротрансформатор, работа которого основана на вязкости масла.
Вариатор. Это бесступенчатая передача крутящего момента от двигателя на колесах. Преимущество вариаторов в том, что двигатель работает на постоянных оборотах, которые позволяют машине лучше разгоняться. Еще вариатор позволяет сэкономить топливо (мы не выкручиваем мотор, чтобы включить следующую передачу на более высокие обороты, где идет как раз расход топлива). И в то же время есть очень жесткая связь между колесами и двигателем. Минус вариатора - излишний шум двигателя. Но это мелочи, поэтому я считаю, что за вариатором будущее, большинство гражданских автомобилей будут ездить или на электромоторах, или на коробке с вариатором.
На роботизированной коробке тоже присутствуют только две педали – тормоз и газ. Но! В этой коробке еще и предусмотрено сцепление – как у механической коробки передач, однако оно автоматическое, спрятано внутри. Плюсы в том, что, во-первых, это очень небольшая легкая коробка - что плюс в экономии топлива. И для города это очень хорошо. Минусы в том, что робот долго думает при переключении передач.
И есть еще секвентальные коробки передач – с двойными сцеплениями. Двойное сцепление позволяет переключать передачи быстрее, чем человек и все остальные коробки. То есть сохраняется преимущество механической коробки передач - жесткая связь «двигатель – колеса» и связь «педаль газа - колеса». Минус - это цена. Все-таки это коробки дорогие: за счет того, что механизм высокотехнологичный.
Преимущество современных автоматов еще и в том, что мы можем с автоматического режима перейти на ручной, и сами начать переключать передачи. У разных производителей такая функция называется по-разному: «тип-троники», «мульти-троники», «степ-троники»… Без разницы, как их называют, главное – идея. В чем она заключается?
Во-первых, помощь на обгоне. Предположим, мы двигаемся по трассе и нужно обогнать впереди идущую фуру. На пятой передаче нам этого не сделать, потому что при скорости 80 километров машина показывает две с половиной тысячи оборотов. Значит, нужно переключиться на четвертую, чтобы было в районе четырех тысяч, тогда машина быстро разгонится. На механической коробке нам нужно выжать сцепление, переключить передачу, отпустить и поехать. А на коробках автоматических с ручным переключением мы просто-напросто переводим рычаг в режим из драйва в ручной и толкаем рычажок на минус. И у нас коробка сама переключает с пятой на четвертую. Мы разогнались. Обогнали фуру. И обратно переходим в автоматический режим.
Ну и в итоге – какая все же коробка переключения передач предпочтительнее? Я считаю, что все зависит от того, как и где вы будете управлять автомобилем. Автоматическая коробка дает возможность комфортно, без напряжений добраться из точки «А» в точку «Б». И с нашими пробками, в наших мегаполисах автомат удобнее. Он дает возможность сконцентрироваться на том, что происходит вокруг вас, а не на том, как переключить передачу. Если вы начинающий водитель – автомат тоже предпочтительнее.
Конечно, автоматические коробки передач стоят дороже механики на 800-1000 долларов (если сравнивать одинаковую модель с тем же двигателем и набором опций – за исключением секвентальной КПП). Потому что сам по себе автоматический механизм сложнее. Но по комфорту – я считаю - цена оправдана. Ну а если вы любите драйв или чаще ездите за городом, то смело берите механику!