Ян
Старейшина

Михаил КРИВОСПИЦКИЙ, пилот раллийной команды Driving Art, обладатель Кубка России-2007 по ралли, серебряный призер Кубка РОЛЬФ-2008, тренер-инструктор школы искусства вождения.
В нашу Школу искусства вождения приходит очень много женщин, желающих научиться водить автомобиль, повысить свои водительские навыки и даже пройти курс активной подготовки – научиться быстро управлять автомобилем. Первое и основное отличие от мужчин – с представительницами прекрасного пола очень приятно работать. Уже само появление сопровождается улыбками, запахом парфюма… Кроме того, они внимательны, общительны и аккуратны. Например, я показываю, как ведет себя автомобиль в повороте при неправильно выбранной скорости, и большинство женщин-водителей говорит, что так они ни за что не поедут. Даже на разрешенной в городе максимальной скорости мало кто из них совершает сколь-нибудь серьезные маневры, то есть на дороге они, как правило, чрезвычайно аккуратны.
Хотя есть, конечно, примеры чрезмерной эмансипации, когда дама-водитель ведет себя за рулем слишком агрессивно и опасно, и. что самое сложное, отказываются сознаваться в недостаточном водительском опыте. Спрашиваешь, давно ли за рулем? Отвечает: да-а-а! Но почти сразу становится понятным, что, пытаясь ехать быстро, она не в состоянии справиться с автомобилем. У нее не получается, и не потому, что она женщина, а в силу отсутствия навыков. В большинстве же остальных случаев женщины-водители аккуратны, и стараются поступать обдуманно. В них нет присущей мужчинам тяги к экстриму. Она лучше все тщательно взвесит, не понимает – спросит, не постесняется обратиться за объяснениями, почему именно здесь машина уходит в снос. Они любопытны и въедливы, и это идет им на пользу.
Приведу такой случай: девушка-ученица весьма продвинутого уровня подготовки, подуставшая наматывать круги на занятиях по активному вождению, предложила передохнуть. И тут она буквально ошарашила меня вопросом: попросила рассказать ей, как менять колесо… Мы договорились так: я стою, руки - в карманах, и ничего ей не помогаю, только указываю, что делать. В течение получаса она сама своими руками сняла и поставила колесо, потом проделала все это в обратном порядке. В это время ребята-инструктора, глядя со стороны на происходящее в полном недоумении, удивлялись, как хорошо одетая эффектная блондинка возится с домкратом и запаской… А через некоторое время она позвонила и поблагодарила за тот урок, потому что ее угораздило встать в двухстах километрах от Москвы с пробитым колесом, и никто из проезжающих мимо мужчин не остановился, чтобы помочь (из нежелания или злорадства или из боязни криминала: дорогая машина, красивая девушка - подозрительно…). Тогда она просто плюнула на это все и сама зимой на трассе поменяла колесо.
Еще один момент – автомобиль владелицы, как правило, чище, чем мужская машина. Большинство моих учениц приезжают на занятия на помытых машинах. Даже если пытаюсь объяснить, что на автодроме грязь или снег, сейчас автомобиль вмиг снова станет грязным. Отвечают: «Но я же не могу приехать на грязной машине!» То же и в салоне – садиться в такой автомобиль приятно. Очень редко у барышни в салоне автомобиля валяются фантики, стаканчики, упаковка от чего-либо…
А вот особенности физиологии, действительно, диктуют свои правила. Про это, кстати, реже говорят или пишут. Просто обратите внимание на работу с педалями: у мужчин колени разведены, а у женщин, напротив, колени вместе. Эта особенность доставляет женщинам определенные трудности, особенно, если сиденья не снабжены развитой боковой поддержкой и подколенными валиками и имеют скользкую кожаную обивку. Упор коленями в консоль или обшивку двери поможет сидеть устойчивее, а хрупкие девушки с характерной для них посадкой часто жалуются, что их «болтает» в сиденье даже с пристегнутым ремнем безопасности. Зато отсутствие большой мышечной массы и физической силы, напротив, могут сыграть на руку. В ходе подготовки присущая женщинам плавность движений дополняется скоростью, и получается как раз то, что надо. Присущая же мужской «физике» резкость в работе с рулевым колесом нередко угрожает, в зависимости от конкретной ситуации, сносом или заносом автомобиля.
Мне доводилось ездить в автомобилях, когда за рулем сидели женщины-профессионалы. В первом случае – в такси. Дама в зрелом возрасте управляла отечественными «Жигулями», совершенно спокойно перемещаясь в плотном городском потоке, она очень быстро ориентировалась и совершенно не позволяла себе никаких грубостей в действительно сложных ситуациях. А ведь водители грешат этим, частенько ругаясь и в вовсе неподходящих случаях. Второй случай: также дама в годах, одетая в белый халат, на АЗС попросила меня помочь ей отвернуть примерзшую пробку горловины бензобака на «Рафике» (!!!) «скорой помощи». Оказалось, что у нее 30-летний водительский стаж, причем в «скорой» и на таком автомобиле!
Важная особенность: у некоторых существует мнение, что их должны пропускать на дороге. Их порой возмущает: почему мне не уступают место, я же женщина?! Приходится уделять этому моменту больше внимания, объяснять, что элементарно не все видят, кто за рулем (из-за тонировки, например). Да и правила дорожного движения для всех одинаковы, рассчитывать на вежливость водителей-мужчин можно, но требовать что-либо больше положенного или нарушать определенные ПДД приоритеты – не стоит.
У мужчин, конечно, накопилось много претензий к их соседкам по дорожному потоку. Одна из главных – непредсказуемость поведения дороге. Например, увидев магазин девушка может внезапно попробовать перестроиться из левого ряда к обочине. Резонно: есть такая особенность женского поведения. Но разве мы, мужчины, этим не грешим? Давайте вспомним «бомбил», которые буквально кидаются даже через две-три полосы движения вправо, едва завидев вытянутую руку стоящего у обочины.
Общий итог: я бы не стал кардинально разграничивать характер поведения на дороге и управления автомобилем в зависимости от пола. Это, скорее, момент индивидуальный. И я бы предостерег мужчин ругать женщин за их ошибки на дороге, поскольку, спустя всего несколько минут, многие то же самое легко демонстрируют сами. Не стоит относиться предвзято. Женщина – столь же полноправный участник дорожного движения.