Ян
Старейшина
ПАЩЕНКО Леонид — 28.10.2010
http://kp-avto.ru/article/10430/
http://kp-avto.ru/article/10430/
Как-то три с лишним года мне довелось принимать участие в телевизионном ток-шоу, посвященном новому пункту ПДД, который обязывал перевозить детей только с помощью “специальных удерживающих устройств”. Один из оппонентов заметно нервничал: "Я отличный водитель, у меня хорошая машина, езжу я аккуратно – зачем мне тратиться на эти кресла? Я и без них довезу своих детей в целости и сохранности." В какой-то момент мне даже показалось, что это "подставной" собеседник, которой нарочито говорит все наперекор, чтобы придать теледискуссии побольше остроты. Но уже потом практически те же слова мне повторяли десятки, если не сотни, людей. Мол, в аварии попадают растяпы да пьяницы, а уж я-то своих детей из любой передряги целехонькими вывезу. Кстати, многие из них детские кресла все же купили, но исключительно "из нежелания связываться" на дороге с сотрудниками ГИБДД.
А еще, помнится, до того, как ввели штрафы на непристегнутые ремни безопасности, после интервью один важный чиновник расщедрился на служебную "Волгу", чтобы подбросить меня до дома. Я уселся рядом с не менее важным водителем и привычным жестом потянулся к пряжке ремня безопасности. Глаза водителя вспыхнули обидой: "Ты что меня позоришь!" Я недоуменно повернул голову. "Думаешь, я ездить не умею? Я уже тридцать лет за рулем..." Подобные фразы, вроде "не бойся, живым довезу" или "ты собрался жить вечно?" я слышал чуть ли не каждый день от таксистов, друзей и даже гаишников, с которыми общался по работе. Моя не в меру робкая коллега как-то призналась, что раньше откровенно стеснялась пристегиваться в чужих машинах, опасаясь нарваться на похожую реплику. Благо, что перспектива постоянно отстегивать в казну (или на карман) по несколько сотен рублей штрафа оказалась весомее чьих то обид, бахвальства или стыдливости.
Но на каждую ситуацию свой штраф не придумаешь. Поэтому наш родимый "авось" и "три иконки безопасности" на лицевой панели подчас заменяют нам все средства защиты, вместе взятые.
На техническом семинаре в Германии высокопоставленный менеджер компании Bosch, одного из крупнейших разработчиков и поставщиков электронных средств безопасности, разоткровенничался за обедом: "Вы, русские, относитесь к своей и чужой жизни слишком легкомысленно. Я изучаю заказы на комплектацию машин, которые приходят из вашей страны – почти всегда элементы роскоши и комфорта вы предпочитаете средствам безопасности. Вы скорее закажете кожаный салон, продвинутую аудиосистему или люк с электроприводом, чем, скажем, противозаносную систему или дополнительные подушки безопасности".
Немцам вторят менеджеры компании Honda: "После покупки автомобиля ряд российских официальных дилеров предлагает пройти однодневный тренинг по безопасности. Совершенно бесплатно. И что вы думаете, примерно 70% покупателей отказываются – кто-то слишком самоуверен, кто-то, наоборот, стесняется."
Подобные примеры можно приводить долго. До сих пор не все переобувают автомобили в шины по сезону (хотя таких с каждым годом все меньше). По-прежнему многие экономят на качественном сервисе и оригинальных запчастях. Я знал одного водителя, который ездил на древней "копейке"... вообще без тормозов. Он на черепашьей скорости двигался по маленьким второстепенным дорогам, по возможности, в безлюдные часы, а тормозил, притираясь шинами к бордюру. Поясню сразу – деньги не только на новые детали, но даже на самую дешевую новую "Ладу-"пятерку" у него были...
Про манеру езды надо сказать особо – подавляющее большинство автовладельцев уверены, что возможностей автомобиля и его собственных водительских навыков с лихвой хватает, чтобы превышать скорость, подрезать, оттормаживаться в самый последний момент. Опровержения такой уверенности мы часто видим разбросанными по кюветам или "обнявшими" столб.
Неужели, спасение только в ужесточении правил и высоких штрафах? Как когда-то поступили, например, во Франции, ужаснувшись статистике жертв среди местных "д'артаньянов". Штрафы и наказания там теперь просто драконовские. Лично мне пришлось серьезно раскошелиться за превышение скорости за городом на какие-то несчастные 8 км/ч. Зато теперь на французских дорогах относительно спокойно под присмотром электронных "стражей порядка". Но у нас "пряник" не срабатывает, а попытки ввести новый "кнут" рассматриваются как "попирание демократии". И впрямь, водитель я хороший, "и поэтому знаю, со мной ничего не случится".