Ян
Старейшина
Как вести себя с правоохранительными органами. 7 комментариев
Каждый водитель сталкивается с придорожными милиционерами. И многие заранее настраивают себя на то, что встреча с инспектором ГИБДД – потерянные время, деньги и даже права. Но стоит ли так бо-яться мужчины с полосатой палочкой? Сергей Лесневский утверждает, что, вооружившись нужными знаниями, автовладелец значительно снизит свои риски.
1. Вас остановили.
Если вы не нарушали правила, не превысили скорость, и у вас все в порядке с документами, то, скорее всего, вас отпустят уже через минуту. В таком случае не стоит лезть на рожон и доказывать что-то ин-спектору. Лучше просто сидеть молча. Может быть, у него был неудачный день, и при желании он все-гда найдет повод к вам придраться.
1.1 Проверка на алкоголь
Заподозрив вас в употреблении спиртного, инспектор попросит вас подышать в алкотестер. Допустимая доза алкоголя в крови – 0,3 промилле. Это примерно бутылка пива, выпитая несколько часов назад. Ес-ли выпито больше – арест и лишение прав на срок до трех лет, в зависимости от обстоятельств, при ко-торых вас остановили.
Если уверены, что не пили, а прибор показывает обратное, имеете право потребовать освидетельствова-ния в лаборатории. Такой лабораторией может оказаться ближайшая машина «скорой помощи» или медпункт. Также можно просить повторное освидетельствование «трубочкой» через 20 минут.
С началом 2008 года закончилась эра проверки наличия паров алкоголя стаканом или кулаком. Все по-казания алкотестера сохраняются в его памяти и сверяются в конце дня с протоколами. Поэтому обма-нуть вас, капнув водки на дно стакана и попросив дыхнуть туда, инспектор уже не может.
Единственный совет – знайте меру. Если вы в состоянии нормально ехать после бутылки пива – вперед. Инспектор, возможно, согласится закрыть глаза на несколько лишних промилле в вашей крови. Сумма может варьироваться от тысячи до тридцати тысяч рублей – зависит от наглости инспектора, обстоя-тельств и степени опьянения. Если чувствуете, что и на ногах-то еле держитесь, садиться за руль точно не стоит.
1.2 Проверка авто на угон
Крайне редкая причина остановки гаишником. Ему потребуется VIN – индивидуальный номер вашего автомобиля. Он указан в талоне техосмотра, и, как правило, написан внизу под лобовым стеклом. При этом вам совсем не обязательно угонять машину, чтобы попасться. Вы вполне могли купить уже угнан-ное авто. Поэтому лучше перед покупкой проверить историю машины – все по тому же VIN-номеру.
2. Проверка страховки и талона техосмотра
По правилам страховых компаний после того, как срок действия полиса КАСКО истек, можно еще це-лый месяц не бояться ответственности и повреждений – страховщики все оплатят.
Без полиса ОСАГО или с просроченным полисом ездить вообще нельзя. Даже при покупке авто в сало-не, пока не оформлен полис обязательного страхования, за пределы салона не выедешь. В соответствии со статьей 12.37 КоАПП РФ, штраф за езду без полиса ОСАГО составляет 5–8 МРОТ. Кроме того, ин-спектор ГИБДД имеет право отправить вашу машину на штраф-стоянку.
С талоном техосмотра тоже жестко. Недействительный талон ТО или его отсутствие означает невоз-можность использования транспортного средства. За это берут штраф в 200 рублей и снимают номера. Без номеров вы имеете право в течение шести часов доехать до места стоянки.
3. Нечитаемые номера
За это полагается штраф в 100 рублей. Под нечитаемые номера подпадают номерные знаки, заляпанные грязью, прикрученные вверх ногами, или те, с которых стерлась краска.
4. Грязный автомобиль и негорящие лампочки
Штрафов за грязный автомобиль не бывает. Они незаконны. Единственное, к чему можно придраться – нечитаемые номера (см. выше) и нечитаемые номера кузова и двигателя. Но два последних находятся внутри моторного отсека и гораздо меньше подвержены загрязнению.
Если не горит одна из габаритных ламп, стоп-сигнал или поворотник, с вас могут взять штраф в 100 рублей.
5. Досмотр автомобиля
Статья 5 Закона РФ «О милиции» прямо указывает, что всякое ограничение граждан в их правах и сво-бодах (туда не ехать, здесь не стоять, руки за голову, ноги на ширину плеч…) милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Стало быть, требуют раздвинуть но-ги и положить руки на капот, поинтересуйтесь номером статьи, обязывающей вас раздвигать и класть. Требуют выйти из автомобиля и лечь на землю – спросите номер статьи, обязывающей выходить и ло-житься.
Досмотр автомобиля может производиться работниками ГИБДД не по собственной прихоти, а лишь при совершении административного правонарушения или при подозрении в использования транспорт-ного средства в противоправных целях. Это подозрение должно быть обоснованным, поэтому вам необ-ходимо потребовать у сотрудника предъявить основания досмотра, согласно ст. 27.9 КоАП РФ.
Кроме того:
Досмотр должен производиться в присутствии двух свидетелей (ст. 27.9 КоАП РФ, п.25 ст. 11 закона «О милиции»). О досмотре должен быть составлен протокол в свободной форме.
Если инспектор сообщает вам, что он будет производить не «досмотр», а «осмотр», и никакие свидетели не нужны, проинформируйте его, что осмотр бывает техническим, а все остальное – это досмотр.
6. Если друг оказался вдруг
Если инспектор остановил вас без видимой причины, а после проверки документов начал докапываться, вот тут и нужно пустить в ход некоторые дополнительные знания. Пункты и названия статей закона действуют на гаишников магически. Но!
Очень бы не советовал умничать, если вас просто остановили, чтобы проверить наличие страховки. А то ведь попадаются еще такие зануды, которые будут стоять и спорить, хотя могли бы уже полчаса как быть дома или ужинать в ресторане.
Если вы не идиот, не зануда, но и в обиду себя давать не хотите – следующая информация может вам помочь в самых распространенных случаях придирок инспекторов.
Информирован – значит, вооружен. Водитель должен знать не только Правила дорожного движения, но и свои гражданские права, права и ответственность сотрудников ГИБДД, хотя бы некоторые действую-щие нормативные правовые акты – в общем, что называется, обладать правовой культурой. Без этого автомобилист рискует стать дойной коровой для мошенников, взяточников и недобросовестных работ-ников Госавтоинспекции.
Остановка автомобиля по требованию должностного лица ГИБДД – это правовой акт, с которого обыч-но начинается диалог «инспектор – водитель» и который может иметь серьезные последствия для обеих сторон.
Остановка автомобиля и ее причины регламентируются нормативными документами МВД:
– Приказом МВД РФ № 329 от 01.06.98 г.
– Наставлением по работе ДПС ГИБДД МВД, утвержденным приказом МВД РФ № 297 от 20.04.99 г. (далее по тексту Наставление ДПС).
Основания для остановки Транспортного Средства (далее ТС) прописаны в п.13.7 Наставления ДПС и п.2 приказа № 329.
Советую запомнить названия этих документов и ниже упомянутых пунктов, так как упоминание их в разговорах с гаишниками демонстрирует вашу юридическую грамотность и существенно снижает ваши риски.
Запрещается останавливать машину без необходимости (п.13.7 Наставления ДПС). Конечно, всякую проверку можно мотивировать поиском угнанной машины или проведением спецоперации. Но в любом случае при обращении к вам сотрудник ДПС должен внятно назвать свою должность, звание, фамилию и сообщить о причине остановки вашего авто (п.18.2 Наставления ДПС).
Если инспектор ДПС не представился по форме и не объяснил, почему остановил машину, то его дейст-вия могут быть расценены как нарушение служебной дисциплины (п.2 приказа № 329). Законность та-ких действий можно оспорить в суде.
Проверку документов, согласно п.13.7 Наставления ДПС, разрешено производить только на стационар-ных постах. Автомобиль с характерной окраской и надписью ДПС ГИБДД на обочине дороги не явля-ется ни стационарным постом, ни контрольным постом милиции, ни контрольно-пропускным пунктом. Но два автомобиля – уже приравнены к посту. Будьте внимательны!
Таким образом, самая распространенная ситуация, когда машина остановлена просто на обочине дороги для проверки документов (а это излюбленные места инспекторов ДПС), является, по сути, нарушением законодательства со стороны работников Госавтоинспекции.
В самом начале беседы инспектор ДПС обычно произносит стандартную фразу: «Сержант ДПС такого-то ГАИ такой-то, предъявите документы». Подобную формулировку нельзя рассматривать как объясне-ние причины остановки. И чтобы предотвратить развитие ситуации в незаконном русле, лучше всего задать инспектору прямой вопрос о причинах остановки, на который тот обязан дать ответ на основании п.18.2 Наставления ДПС.
Имейте в виду, что инспектор ДПС может попытаться обосновать законность остановки, предъявив вам обвинение в совершении административного правонарушения. Часто в такой ситуации претензии каса-ются ремней безопасности. Но даже если вы ехали с непристегнутыми ремнями, такое развитие собы-тий говорит о том, что инспектор в момент остановки этого не видел. А значит, остановив вас, он со-вершил правонарушение в виде самоуправства, ответственность за которое предусмотрена ст.19.1 Ко-АП РФ. То есть доказательства вашей вины были получены инспектором с нарушениями закона, а их использование недопустимо в соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ.
При общении с инспектором ДПС вы вполне можете заявить, что во время движения были пристегнуты и требований ПДД не нарушали. К тому же остановку ТС инспектор объяснил проверкой документов, а не непристегнутыми ремнями.
Вы также можете указать на незаконность остановки следующей фразой: «Проверку документов, со-гласно п.13.7 Наставления ДПС, можно проводить только на стационарном посту. Обочина дороги та-ким постом не является. Объясните, на каком основании вы допускаете нарушение закона и моих прав – приказом МВД № 329 это квалифицируется как нарушение вами служебной дисциплины». Далее ин-спектор ДПС либо пожелает вам счастливого пути, либо попробует перейти в наступление, чтобы «оп-равдать» свои действия.
Некоторые гаишники пытаются выйти из ситуации, заявляя, что они якобы называли причину останов-ки. В таких случаях можно весь диалог с инспектором записывать на диктофон или на мобильный теле-фон. Наличие такой записи при обжаловании действий гаишника позволит точно установить, что ин-спектор ДПС нарушил ваши права.
Но повторю еще раз: вовсе не стоит тыкать инспектору в лицо диктофоном, если он просто попросил у вас документы.
7. Как себя вести
Если очевидно, что инспектор пребывает в хорошем настроении, можно поговорить с ним о погоде, или о том, что на этом участке дороги все время пробки, или что от тещи никакой жизни. Вопреки расхоже-му мнению, далеко не все инспекторы ДПС жулики и взяточники. Прежде всего, они тоже люди, и ино-гда они могут остановить вас просто, чтобы пообщаться.
У меня был случай. В шесть утра я ехал с дачи по Ярославскому шоссе. На каком-то участке был срыт асфальт вместе с разметкой, а я решил обогнать две фуры подряд, пока встречная полоса была свобод-на. Обогнал я их на спуске, на скорости 140 км/ч, и через двести метров был остановлен гаишником. Он заявил, что я, оказывается, пересек сплошную, да еще после знака «обгон запрещен». В общем, по его словам и по закону, меня надо было лишить прав на шесть месяцев. В итоге после разговора мне был выписан штраф на 100 рублей – за превышение скорости. Как? Не знаю.
Возможно, удостоверение корреспондента второго канала убедило его, что я опаздываю в город. А воз-можно то, что минут десять мы с ним беседовали о дефолте и ценах на нефть, хотя он явно в этом ниче-го не понимал.
Если вы нарушили что-то или превысили скорость, и сами это понимаете, никогда не оспаривайте это в разговоре с инспектором. У него всегда будет на одно доказательство больше. Если вас останавливают, не стоит выходить из машины: во-первых, вы не обязаны это делать, а, во-вторых, так вы вызовете по-дозрения. Документы принято подавать через окно. Выйти можно в двух случаях: для того, чтобы от-крыть багажник или осмотреть машину, и если вас просят пройти в машину ДПС.
Давать инспектору взятку я научить не могу, да и что-либо посоветовать тоже – это уголовное преступ-ление.
Автор: Сергей Лесневский
Каждый водитель сталкивается с придорожными милиционерами. И многие заранее настраивают себя на то, что встреча с инспектором ГИБДД – потерянные время, деньги и даже права. Но стоит ли так бо-яться мужчины с полосатой палочкой? Сергей Лесневский утверждает, что, вооружившись нужными знаниями, автовладелец значительно снизит свои риски.
1. Вас остановили.
Если вы не нарушали правила, не превысили скорость, и у вас все в порядке с документами, то, скорее всего, вас отпустят уже через минуту. В таком случае не стоит лезть на рожон и доказывать что-то ин-спектору. Лучше просто сидеть молча. Может быть, у него был неудачный день, и при желании он все-гда найдет повод к вам придраться.
1.1 Проверка на алкоголь
Заподозрив вас в употреблении спиртного, инспектор попросит вас подышать в алкотестер. Допустимая доза алкоголя в крови – 0,3 промилле. Это примерно бутылка пива, выпитая несколько часов назад. Ес-ли выпито больше – арест и лишение прав на срок до трех лет, в зависимости от обстоятельств, при ко-торых вас остановили.
Если уверены, что не пили, а прибор показывает обратное, имеете право потребовать освидетельствова-ния в лаборатории. Такой лабораторией может оказаться ближайшая машина «скорой помощи» или медпункт. Также можно просить повторное освидетельствование «трубочкой» через 20 минут.
С началом 2008 года закончилась эра проверки наличия паров алкоголя стаканом или кулаком. Все по-казания алкотестера сохраняются в его памяти и сверяются в конце дня с протоколами. Поэтому обма-нуть вас, капнув водки на дно стакана и попросив дыхнуть туда, инспектор уже не может.
Единственный совет – знайте меру. Если вы в состоянии нормально ехать после бутылки пива – вперед. Инспектор, возможно, согласится закрыть глаза на несколько лишних промилле в вашей крови. Сумма может варьироваться от тысячи до тридцати тысяч рублей – зависит от наглости инспектора, обстоя-тельств и степени опьянения. Если чувствуете, что и на ногах-то еле держитесь, садиться за руль точно не стоит.
1.2 Проверка авто на угон
Крайне редкая причина остановки гаишником. Ему потребуется VIN – индивидуальный номер вашего автомобиля. Он указан в талоне техосмотра, и, как правило, написан внизу под лобовым стеклом. При этом вам совсем не обязательно угонять машину, чтобы попасться. Вы вполне могли купить уже угнан-ное авто. Поэтому лучше перед покупкой проверить историю машины – все по тому же VIN-номеру.
2. Проверка страховки и талона техосмотра
По правилам страховых компаний после того, как срок действия полиса КАСКО истек, можно еще це-лый месяц не бояться ответственности и повреждений – страховщики все оплатят.
Без полиса ОСАГО или с просроченным полисом ездить вообще нельзя. Даже при покупке авто в сало-не, пока не оформлен полис обязательного страхования, за пределы салона не выедешь. В соответствии со статьей 12.37 КоАПП РФ, штраф за езду без полиса ОСАГО составляет 5–8 МРОТ. Кроме того, ин-спектор ГИБДД имеет право отправить вашу машину на штраф-стоянку.
С талоном техосмотра тоже жестко. Недействительный талон ТО или его отсутствие означает невоз-можность использования транспортного средства. За это берут штраф в 200 рублей и снимают номера. Без номеров вы имеете право в течение шести часов доехать до места стоянки.
3. Нечитаемые номера
За это полагается штраф в 100 рублей. Под нечитаемые номера подпадают номерные знаки, заляпанные грязью, прикрученные вверх ногами, или те, с которых стерлась краска.
4. Грязный автомобиль и негорящие лампочки
Штрафов за грязный автомобиль не бывает. Они незаконны. Единственное, к чему можно придраться – нечитаемые номера (см. выше) и нечитаемые номера кузова и двигателя. Но два последних находятся внутри моторного отсека и гораздо меньше подвержены загрязнению.
Если не горит одна из габаритных ламп, стоп-сигнал или поворотник, с вас могут взять штраф в 100 рублей.
5. Досмотр автомобиля
Статья 5 Закона РФ «О милиции» прямо указывает, что всякое ограничение граждан в их правах и сво-бодах (туда не ехать, здесь не стоять, руки за голову, ноги на ширину плеч…) милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Стало быть, требуют раздвинуть но-ги и положить руки на капот, поинтересуйтесь номером статьи, обязывающей вас раздвигать и класть. Требуют выйти из автомобиля и лечь на землю – спросите номер статьи, обязывающей выходить и ло-житься.
Досмотр автомобиля может производиться работниками ГИБДД не по собственной прихоти, а лишь при совершении административного правонарушения или при подозрении в использования транспорт-ного средства в противоправных целях. Это подозрение должно быть обоснованным, поэтому вам необ-ходимо потребовать у сотрудника предъявить основания досмотра, согласно ст. 27.9 КоАП РФ.
Кроме того:
Досмотр должен производиться в присутствии двух свидетелей (ст. 27.9 КоАП РФ, п.25 ст. 11 закона «О милиции»). О досмотре должен быть составлен протокол в свободной форме.
Если инспектор сообщает вам, что он будет производить не «досмотр», а «осмотр», и никакие свидетели не нужны, проинформируйте его, что осмотр бывает техническим, а все остальное – это досмотр.
6. Если друг оказался вдруг
Если инспектор остановил вас без видимой причины, а после проверки документов начал докапываться, вот тут и нужно пустить в ход некоторые дополнительные знания. Пункты и названия статей закона действуют на гаишников магически. Но!
Очень бы не советовал умничать, если вас просто остановили, чтобы проверить наличие страховки. А то ведь попадаются еще такие зануды, которые будут стоять и спорить, хотя могли бы уже полчаса как быть дома или ужинать в ресторане.
Если вы не идиот, не зануда, но и в обиду себя давать не хотите – следующая информация может вам помочь в самых распространенных случаях придирок инспекторов.
Информирован – значит, вооружен. Водитель должен знать не только Правила дорожного движения, но и свои гражданские права, права и ответственность сотрудников ГИБДД, хотя бы некоторые действую-щие нормативные правовые акты – в общем, что называется, обладать правовой культурой. Без этого автомобилист рискует стать дойной коровой для мошенников, взяточников и недобросовестных работ-ников Госавтоинспекции.
Остановка автомобиля по требованию должностного лица ГИБДД – это правовой акт, с которого обыч-но начинается диалог «инспектор – водитель» и который может иметь серьезные последствия для обеих сторон.
Остановка автомобиля и ее причины регламентируются нормативными документами МВД:
– Приказом МВД РФ № 329 от 01.06.98 г.
– Наставлением по работе ДПС ГИБДД МВД, утвержденным приказом МВД РФ № 297 от 20.04.99 г. (далее по тексту Наставление ДПС).
Основания для остановки Транспортного Средства (далее ТС) прописаны в п.13.7 Наставления ДПС и п.2 приказа № 329.
Советую запомнить названия этих документов и ниже упомянутых пунктов, так как упоминание их в разговорах с гаишниками демонстрирует вашу юридическую грамотность и существенно снижает ваши риски.
Запрещается останавливать машину без необходимости (п.13.7 Наставления ДПС). Конечно, всякую проверку можно мотивировать поиском угнанной машины или проведением спецоперации. Но в любом случае при обращении к вам сотрудник ДПС должен внятно назвать свою должность, звание, фамилию и сообщить о причине остановки вашего авто (п.18.2 Наставления ДПС).
Если инспектор ДПС не представился по форме и не объяснил, почему остановил машину, то его дейст-вия могут быть расценены как нарушение служебной дисциплины (п.2 приказа № 329). Законность та-ких действий можно оспорить в суде.
Проверку документов, согласно п.13.7 Наставления ДПС, разрешено производить только на стационар-ных постах. Автомобиль с характерной окраской и надписью ДПС ГИБДД на обочине дороги не явля-ется ни стационарным постом, ни контрольным постом милиции, ни контрольно-пропускным пунктом. Но два автомобиля – уже приравнены к посту. Будьте внимательны!
Таким образом, самая распространенная ситуация, когда машина остановлена просто на обочине дороги для проверки документов (а это излюбленные места инспекторов ДПС), является, по сути, нарушением законодательства со стороны работников Госавтоинспекции.
В самом начале беседы инспектор ДПС обычно произносит стандартную фразу: «Сержант ДПС такого-то ГАИ такой-то, предъявите документы». Подобную формулировку нельзя рассматривать как объясне-ние причины остановки. И чтобы предотвратить развитие ситуации в незаконном русле, лучше всего задать инспектору прямой вопрос о причинах остановки, на который тот обязан дать ответ на основании п.18.2 Наставления ДПС.
Имейте в виду, что инспектор ДПС может попытаться обосновать законность остановки, предъявив вам обвинение в совершении административного правонарушения. Часто в такой ситуации претензии каса-ются ремней безопасности. Но даже если вы ехали с непристегнутыми ремнями, такое развитие собы-тий говорит о том, что инспектор в момент остановки этого не видел. А значит, остановив вас, он со-вершил правонарушение в виде самоуправства, ответственность за которое предусмотрена ст.19.1 Ко-АП РФ. То есть доказательства вашей вины были получены инспектором с нарушениями закона, а их использование недопустимо в соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ.
При общении с инспектором ДПС вы вполне можете заявить, что во время движения были пристегнуты и требований ПДД не нарушали. К тому же остановку ТС инспектор объяснил проверкой документов, а не непристегнутыми ремнями.
Вы также можете указать на незаконность остановки следующей фразой: «Проверку документов, со-гласно п.13.7 Наставления ДПС, можно проводить только на стационарном посту. Обочина дороги та-ким постом не является. Объясните, на каком основании вы допускаете нарушение закона и моих прав – приказом МВД № 329 это квалифицируется как нарушение вами служебной дисциплины». Далее ин-спектор ДПС либо пожелает вам счастливого пути, либо попробует перейти в наступление, чтобы «оп-равдать» свои действия.
Некоторые гаишники пытаются выйти из ситуации, заявляя, что они якобы называли причину останов-ки. В таких случаях можно весь диалог с инспектором записывать на диктофон или на мобильный теле-фон. Наличие такой записи при обжаловании действий гаишника позволит точно установить, что ин-спектор ДПС нарушил ваши права.
Но повторю еще раз: вовсе не стоит тыкать инспектору в лицо диктофоном, если он просто попросил у вас документы.
7. Как себя вести
Если очевидно, что инспектор пребывает в хорошем настроении, можно поговорить с ним о погоде, или о том, что на этом участке дороги все время пробки, или что от тещи никакой жизни. Вопреки расхоже-му мнению, далеко не все инспекторы ДПС жулики и взяточники. Прежде всего, они тоже люди, и ино-гда они могут остановить вас просто, чтобы пообщаться.
У меня был случай. В шесть утра я ехал с дачи по Ярославскому шоссе. На каком-то участке был срыт асфальт вместе с разметкой, а я решил обогнать две фуры подряд, пока встречная полоса была свобод-на. Обогнал я их на спуске, на скорости 140 км/ч, и через двести метров был остановлен гаишником. Он заявил, что я, оказывается, пересек сплошную, да еще после знака «обгон запрещен». В общем, по его словам и по закону, меня надо было лишить прав на шесть месяцев. В итоге после разговора мне был выписан штраф на 100 рублей – за превышение скорости. Как? Не знаю.
Возможно, удостоверение корреспондента второго канала убедило его, что я опаздываю в город. А воз-можно то, что минут десять мы с ним беседовали о дефолте и ценах на нефть, хотя он явно в этом ниче-го не понимал.
Если вы нарушили что-то или превысили скорость, и сами это понимаете, никогда не оспаривайте это в разговоре с инспектором. У него всегда будет на одно доказательство больше. Если вас останавливают, не стоит выходить из машины: во-первых, вы не обязаны это делать, а, во-вторых, так вы вызовете по-дозрения. Документы принято подавать через окно. Выйти можно в двух случаях: для того, чтобы от-крыть багажник или осмотреть машину, и если вас просят пройти в машину ДПС.
Давать инспектору взятку я научить не могу, да и что-либо посоветовать тоже – это уголовное преступ-ление.
Автор: Сергей Лесневский