Разворот по неписаным правилам

koAlla

Опытный
Регистрация
9 Июн 2008
Сообщения
484
Адрес
Санкт-Петербург
оригинал http://www.rg.ru/2009/05/26/razvorot.html

Масса больших и мелких изменений в Правила дорожного движения высветила один явный пробел в главном автомобильном документе. Спорная ситуация сложилась с разворотом на перекрестке.

Ее каждый трактует как может. В последнее время пошел буквально вал жалоб на сотрудников ГИБДД, которые рассматривают эту ситуацию как серьезное нарушение правил. Заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин официально разъяснил "РГ", как должен расцениваться такой маневр.

Речь идет о развороте на перекрестке по кратчайшей траектории (смотрите схемы). Представим себе Т-образный перекресток. Вы двигаетесь по его "ножке" и хотите развернуться. Прямо перед перекрестком транспортные потоки на этой "ножке" разделяет газон. Как в такой ситуации разворачиваться? Нужно ли сначала пересечь перекресток, а потом уже повернуть в обратном направлении? Или все-таки можно развернуться, не пересекая перекрестка, прямо вокруг этого засаженного травкой островка?

Так, например, нашего читателя Юрия Петрова, развернувшегося по кратчайшей траектории в Ростове-на-Дону, вот уже полгода пытаются лишить прав.

- В Правилах дорожного движения не прописано, как совершать данный маневр, по какой траектории, - заявил "РГ" Владимир Кузин. - Следовательно, нарушение Правил дорожного движения отсутствует.

Известный принцип "что не запрещено, то разрешено" применим и в этом случае: выбирать траекторию выполнения маневра водитель должен самостоятельно. Однако некоторые инспекторы ДПС трактуют описанный выше маневр по-своему, то есть как нарушение, причем серьезное, - выезд на встречную полосу. Водителя могут оштрафовать на сумму от одной до полутора тысяч рублей, а то и вовсе лишить прав на срок от четырех до шести месяцев.

Как же быть, если инспектор расценил такой маневр как нарушение и задержал права?

- Его действия надо обжаловать. Если местное подразделение ГИБДД при разборе нарушения не желает прислушиваться к голосу разума и, главное, Правилам дорожного движения, пишите в департамент, - посоветовал Кузин.

В Москве подобное место незаконного "сбора" водительских удостоверений гаишники нашли в районе Перова. Но там поступают хитрее. Протокол оформляется не за разворот, а за поворот с выездом на полосу встречного движения. К сожалению, большинство автомобилистов, перед тем как подписать протокол, не сильно вдумываются в написанное в документе.

Сколько еще таких мест по стране - судить сложно. Генерал Кузин считает, что полностью исключить такие спорные ситуации не так-то просто. К сожалению, путь, который напрашивается в первую очередь, - внести изменения в Правила дорожного движения, решить проблему не позволит. Дело в том, что предписать некий универсальный порядок действий на каждом перекрестке практически невозможно, ведь конфигураций пересечений проезжих частей, а также конкретных складывающихся на них ситуаций практически бесконечное множество. Поэтому в одной ситуации предписанный маневр будет безопасен и удобен всем, а в другой - приведет к серьезным проблемам.

В этой связи единственное, на что приходится уповать, - это благоразумие водителя, а также знание и строгое соблюдение законодательства инспектором. Генерал Кузин заверил, что департамент ОБДД прилагал и будет прилагать все усилия для того, чтобы повысить профессиональный уровень сотрудников подразделений российской Госавтоинспекции, не допустить вольной трактовки положений ПДД в угоду своим интересам или требованиям начальства.

За комментариями мы обратились также к автору-разработчику экзаменационных билетов для сдачи теоретического экзамена в ГИБДД на получение права управления транспортными средствами, директору учебного центра Геннадию Громоковскому. Он пояснил нам, что в экзаменационных билетах подобная задача также не рассматривается именно потому, что отсутствуют соответствующие предписания в ПДД. Сам же эксперт подтвердил официальную точку зрения, что раз запрета на такой маневр нет, то он в рамках правил.

Так что остается делать водителям, попавшим в оборот к инспекторам, которые не прислушиваются к рекомендациям своего руководства? Только жаловаться и отстаивать свою правоту в суде, пользуясь в том числе разъяснениями, опубликованными в "Российской газете". Хотя, по нашему мнению, гораздо эффективнее было бы, если прямое указание подчиненным подразделениям о том, какой маневр считать в рамках правил, а какой нет, дал непосредственно главный госавтоинспектор России Виктор Кирьянов. И было бы неплохо, если бы за своевольную трактовку правил и подгонку формулировок протокола под определенную статью Кодекса об административных правонарушениях инспекторы несли серьезную ответственность.
 

Вложения

SVG-Jazz

Старейшина
Регистрация
3 Сен 2008
Сообщения
3,350
Адрес
Москва, Южное Бутово
Больше всего понравилось: "Протокол оформляется не за разворот, а за поворот с выездом на полосу встречного движения."
На перекрестке, как известно, нет полосы встречного движения. Достаточно грамотно сформулировать свою позицию в протоколе.
И квалификация инспектора вызовет в суде большие сомнения. Поворот и разворот - два разных вида маневра.
Выезд на полосу встречного движения возможен только в том случае, когда машина уже покинула перекресток.
Где инспектор увидел нарушение ПДД на перекрестке ?
 

Динамит

Старейшина
Регистрация
7 Апр 2009
Сообщения
2,248
Адрес
Москва - КлинОМ
Выезд на встречку очевиден
Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.
3. Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения, влечет:

* наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев. 8)
 

Вложения

Ян

Старейшина
Регистрация
23 Авг 2008
Сообщения
4,958
Возраст
52
Адрес
Москва, самое южное Бутово (Щербинка)
koAlla написал(а):
Вы статью прочитали прежде чем картинки разрисовывать?
koAlla написал(а):
За комментариями мы обратились также к автору-разработчику экзаменационных билетов для сдачи теоретического экзамена в ГИБДД на получение права управления транспортными средствами, директору учебного центра Геннадию Громоковскому. Он пояснил нам, что в экзаменационных билетах подобная задача также не рассматривается именно потому, что отсутствуют соответствующие предписания в ПДД.
Прочитал и удивился :unknown:
Билет 1, вопрос 9. Ситуации схожие.


Правильный ответ - "только А".
 

владимир

Старейшина
Регистрация
11 Окт 2008
Сообщения
2,318
Адрес
Москва САО
ул. Балтийская.
При повороте с ленинградки,проезжаете по ОДНОСТОРОННЕМУ движению метров 250,совершаете разворот и ...ОНИ ТУТ,ОНИ ВАС СНИМАЮТ,ВЫ ЗВЕЗДА ШОУ -ОТДАЙ ПРАВА!Две недели назад (приблизительно) за 20 минут субботнего утра, ВОСЕМЬ ЧЕЛОВЕК!!!!
 

Надюхин

Печатная машинка
Регистрация
6 Апр 2008
Сообщения
9,559
Возраст
42
Адрес
МСК
Ян, различие в разметке.:)
 

владимир

Старейшина
Регистрация
11 Окт 2008
Сообщения
2,318
Адрес
Москва САО
Ян
Как объяснил мне товарищ с красивой полосатой палочкой,при развороте вы сначала выполняете поворот на лево.Соответственно вы должны занять полосу для продолжения вашего маневра и это точно не встречная полоса.На что я ему возразил и привел примеры с разворотами на улицах где есть приличные газоны для разделения встречных потоков.Сам понимаешь,спорить с этими людьми практически бесполезно.В случае с Балтийской улицей,там еще более запутано.Идут строительные работы,полосы почти не видно.И даже если бы ее не было вообще,то нужно занимать полосу попутного направления а не встречного.Еще я пытался ему доказать что перед этим перекрестком должны были поставить знак "Конец одностороннего движения".Вобщем на том месте грубое упущение организации движения+доходное место.
 

Ян

Старейшина
Регистрация
23 Авг 2008
Сообщения
4,958
Возраст
52
Адрес
Москва, самое южное Бутово (Щербинка)
владимир написал(а):
ул. Балтийская.При повороте с ленинградки,проезжаете по ОДНОСТОРОННЕМУ движению метров 250
Последний раз я там с месяц назад проезжал. Также было перекопано, также было одностороннее движение (от ленинградки). И сворачивал направо на Усиевича. Честно говоря я не понял как на улице с односторонним движением можно развернуться? :unknown: Поехать назад, по встречке??? :shock:
 

Надюхин

Печатная машинка
Регистрация
6 Апр 2008
Сообщения
9,559
Возраст
42
Адрес
МСК
Ян написал(а):
И как эти различия в том и другом случае трактуются?
Ну в одном случае разметка в месте разворота на перекрестке отсутствует, а на твоей картинке присутствует.
 

владимир

Старейшина
Регистрация
11 Окт 2008
Сообщения
2,318
Адрес
Москва САО
Ян написал(а):
Поехать назад, по встречке???
Наверно не совсем правильно написал.При повороте на право ,на Усиевича,на этом же перекрестке можно повернуть и на лево.Тоесть фактически развернуться и влиться в поток который идет с Часовой улицы в сторону Ленинградки.Этой улице больше подходит формулировка-бульвар.
 

Ян

Старейшина
Регистрация
23 Авг 2008
Сообщения
4,958
Возраст
52
Адрес
Москва, самое южное Бутово (Щербинка)
Надюхин написал(а):
Ну в одном случае разметка в месте разворота на перекрестке отсутствует, а на твоей картинке присутствует.
На изначальных картинках тоже все по разному. На одной есть разметка на перекрестке, на другой - нет.
Вообще в России движение правостороннее и, если следовать этой логике, то каждый маневр надо осуществлять так, чтобы находиться на правой стороне дороги, по которой вы в данный момент двигаетесь.
владимир написал(а):
При повороте на право ,на Усиевича,на этом же перекрестке можно повернуть и на лево.
Понятно.
 

Надюхин

Печатная машинка
Регистрация
6 Апр 2008
Сообщения
9,559
Возраст
42
Адрес
МСК
Ян написал(а):
каждый маневр надо осуществлять так, чтобы находиться на правой стороне дороги, по которой вы в данный момент двигаетесь.
Согласна полностью.
 

Динамит

Старейшина
Регистрация
7 Апр 2009
Сообщения
2,248
Адрес
Москва - КлинОМ

olalanik

Авторитет
Регистрация
22 Июл 2008
Сообщения
1,409
Адрес
МОСКВА
SVG написал(а):
На перекрестке, как известно, нет полосы встречного движения.
Сергей, если можно, укажи, где об этом сказано!
А то, то, что известно нам, может быть неизвестно ГАИшникам. :)
 

SVG-Jazz

Старейшина
Регистрация
3 Сен 2008
Сообщения
3,350
Адрес
Москва, Южное Бутово
olalanik написал(а):
SVG написал(а):
На перекрестке, как известно, нет полосы встречного движения.
Сергей, если можно, укажи, где об этом сказано!
А то, то, что известно нам, может быть неизвестно ГАИшникам. :)
Оль, не переживай, ГАИшникам все известно не хуже нас... :)

Теперь серьезно.
Определимся с понятиями. В ПДД есть только один пункт, в котором упоминается перекресток и полоса встречного движения рядом.
11.5. Обгон запрещен: на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения,
а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной...
Понятно, что он не имеет никакого отношения к нашему случаю, поскольку речь идет об одной и той же дороге.

Рассмотрим более подробно ситуацию с точки зрения законодателя.
"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Заметим, о перекрестках - ни слова.

"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
О перекрестках - снова ни слова.

"Перекресток" - место пересечения, примыкания или разветвления дорог...
Введено отдельное понятие с четко определенными границами (...начало закруглений проезжих частей...).

Формулировка "сторона, предназначенная для встречного движения" находится в главе "9. Расположение транспортных средств на проезжей части".
Она определяет положение ТС на проезжей части, на дороге и ничего не говорит о положении ТС на перекрестке. Более того, достаточно процитировать дословно этот пункт ПДД: "стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева...", как становится понятным невозможность применения пункта 9.1 на перекрестках.

Одна дорога пересекается с другой, разветвляется, примыкает к другой. Относительно какой дороги мы будем определять "половину ширины проезжей части расположенной слева"? На перекрестке любая машина в какой-то момент времени вынужденно оказывается на полосе встречного движения одной из дорог. Иначе, он не был бы перекрестком...

Выезжаем с перекрестка. Снова начинает работать формулировка "проезжая часть". Законодатель в правилах четко определил, что нет нарушения, если "при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения".

Все логично. Подробно изложено. Непонятно только, по какой траектории можно двигаться непосредственно на перекрестке?
Правила проезда перекрестков детально описаны в специальной главе ПДД, которая так и называется "13. Проезд перекрестков".
Движение на перекрестках регламентируется сигналами светофоров, знаками, разметкой, правилами приоритета.
Но, в этой главе нет ни слова про встречное движение. И это не случайно.

Рассмотрим простейшую ситуацию. Три дороги пересеклись под углом 120 град.
Как развернуться, не выехав на встречную часть одной из дорог?
Что уж тут говорить про "Перекресток семи дорог - жизнь моя" :)

Подводим итоги. Инспектор ДПС обязан:
1. Определить место правонарушения
2. Описать состав
3. Указать нарушенный пункт ПДД
4. КоАПП определяет меру ответственности за АПН.


Поскольку в главе 13 ПДД нет пункта, нарушение которого можно было бы вписать в протокол, то ИДПС вынужден будет вписывать туда пункт из других разделов ПДД. Против такого "притягивания за уши" и выступил г-н Кузин. ИДПС вынужден искажать факты. Либо надо указать место совершения АПН перекресток и вписать в протокол пункт, не имеющий отношения к проезду перекрестков. Либо, вообще, указать место совершения "выезд с перекрестка", т.е. обычную дорогу. А там можно рассчитывать только на невнимательность водителя при подписании протокола. Траектория движения ТС на перекрестке в ПДД в данном случае не прописана. Следовательно нарушение ПДД отсутствует.
Жалко, что мало народу уделяют внимание детальному изучению правил...

P.S. Я все это написал не для того, чтобы Вы ездили по сомнительным траекториям. Но, если уж на Вас оформляют протокол, то не бойтесь вписать туда свое мнение: "ПДД не нарушал. Инспектор ошибочно квалифицировал мои действия, как нарушение пункта ..."
А г-н Кузин поможет отстоять Вам свою позицию в суде :)
 

Ян

Старейшина
Регистрация
23 Авг 2008
Сообщения
4,958
Возраст
52
Адрес
Москва, самое южное Бутово (Щербинка)
SVG написал(а):
А г-н Кузин поможет отстоять Вам свою позицию в суде
Поможет, если разворачиваясь на перекрестке по кратчайшей траектории не станете виновником ДТП, столкнувшись (или в лучшем случае уперевшись бамперами) с тем, кто на обычном (+) перекрестке поворачивает со встречного направления налево, или завершает разворот с примыкающей справа дороги (в ситуации, например, как на ростовской схеме).
 

SVG-Jazz

Старейшина
Регистрация
3 Сен 2008
Сообщения
3,350
Адрес
Москва, Южное Бутово
Ян, правила проезда перекрестков детально описаны в 13 главе ПДД.
Кто-кому уступает дорогу при въезде-выезде с перекрестка там же - нет смысла повторяться...

Я использовал термин "сомнительная" траектория вовсе не как призыв к такой езде.
Если кто-то хочет намеренно поступать так, то можете учесть, что сначала Вам предстоит оспаривать составленный протокол в ГИБДД.
Как правило, безуспешно: честь мундира надо поддерживать. Потом придется писать заявление в суд. Потом явиться в судебное заседание. Не факт, что явится ИДПС. Судья вряд ли возьмет на себя смелость вынести вердикт по делу в отсутствии одной из сторон. Еще раз придется съездить в суд. Даже, если выиграете это дело, то, ручаюсь, больше у Вас не возникнет желания намеренно конфликтовать с ИДПСами.
Я старался для тех, кто случайно попал в такую ситуацию...
 

Ян

Старейшина
Регистрация
23 Авг 2008
Сообщения
4,958
Возраст
52
Адрес
Москва, самое южное Бутово (Щербинка)
Сергей, я не в осуждение. Я просто призываю остальных подумать прежде (об этом не раз, кстати, говорилось на форуме по другим ситуациям и, опять кстати, в пику мне и не только мне) как недопустить создание критической ситуации с предпосылкой к ДТП.
 
Сверху Снизу