
А автомобили такие. Молодящийся ветеран-отличник Nissan Note (победитель нашего сравнительного теста среди себе подобных, АР №12, 2006) — и три новинки: Citroen С3 Picasso, Kia Soul и, собственно, Honda Jazz. Все с механическими коробками передач и все с бензиновыми моторами объемом от 1,3 до 1,6 литра.

Citroen C3 Picasso

Honda Jazz

Kia Soul

Nissan Note

Оптитронные приборы Kia не только красивы, но и информативны, причем в любое время суток. Приборы Джаза не столь эффектны, а на дисплейчике Ситроена хорошо видны лишь цифры скорости — остальные символы слишком мелкие. А ниссановские приборы кажутся устаревшими...
Honda Jazz и Nissan Note? Эти без эстетских изысков, зато очень практичны: максимум пространства в салоне при минимальных габаритах. И все же салон Джаза интереснее — с «объемными» приборами, необычной компоновкой консоли, на которой клавиши управления микроклиматом собраны в круглые блоки и выстроены не горизонтально, а почти вертикально. Освободившееся место на передней панели отошло аудиосистеме — с крупными кнопками и внятным дисплеем. Нет претензий и к основным органам управления, причем — редкий случай! — сиденье понравилось всем водителям, независимо от роста, возраста и даже пола.
Citroen — это самый светлый салон, качественные материалы и далеко не идеальная эргономика.

Сиденья красиво оформлены, но их профиль оставляет желать лучшего

Задние сиденья тесноваты, зато имеют по две регулировки каждое — продольную и угла наклона спинки

Багажник — самый просторный и самый практичный за счет дополнительной трансформации пола

Легким движением руки полка-настил опускается на 13 см и превращается просто в пол

Опционная стеклянная крыша закрывается двумя шторками без электроприводов

Откидное панорамное зеркальце на потолке — для наблюдения за маленькими пассажирами на задних сиденьях
Citroen C3 Picasso

Honda Jazz

Kia Soul

Nissan Note

У каждого из трех автомомобилей на центральных консолях свои «фишки»: у Ситроена — двухзонный климат-контроль, у Хонды — панель аудиосистемы с большими кнопками (не промахнешься!), у Kia — крупный дисплей. И только Nissan выглядит неоправданно скромно. Но к функциональности претензий нет
Вот салон Kia — без ошибок, хотя чудачеств не меньше. Оптитронные приборы — это полдела, но отделка внутренностей двух бардачков красным пластиком... Смело! А бывает еще смелее: можно, например, заказать всю переднюю панель из красного пластика, подобрать комбинированную обивку сидений с яркими цветными вставками. Есть и опция для любителей поклубиться — в динамики встроены гирлянды светодиодов! Сеульская дискотека. Но с точки зрения традиционного отношения к автомобилю — никаких откровений: заурядное сиденье, простенький руль с единственной регулировкой по высоте и незамысловатый рычаг переключения передач.

Отделка салона Kia придется по вкусу и молодым, и молодящимся

В Kia предусмотрена полноценная коммутация с проигрывателями iPod и телефонами iPhone — даже названия треков могут выводиться на экран кириллицей

Задние сиденья — в меру просторные, но без дополнительных удобств

Элегантную «манишку» на сиденье можно заказать и более яркого цвета

Багажничек малюсенький, но в подполье — пенопластовый органайзер
Зато багажник Ситроена — самый просторный, к тому же трансформер. Пол можно устанавливать на разных уровнях: в верхнем положении он образует вместительное подполье, а для перевозки крупных вещей легким движением багажный отсек превращается в однообъемный. Плюс самый большой проем пятой двери.
Citroen C3 Picasso

Honda Jazz

Kia Soul

Nissan Note

Механизмы переключения передач безупречно работают у Хонды и у Ниссана. Рычаг Kia немного «грязноват», но хуже всего работает механизм переключения Ситроена: перемещения большие и ватные
Багажник Ниссана поменьше, хотя и здесь есть удобная система двойного пола. В Хонде ничего подобного нет, а багажничек Kia — и вовсе недоразумение: почти в два раза меньше, чем у Джаза или Picasso, а пятую дверь из-за малых размеров уместнее назвать люком.


Хондовский интерьер — и стильный, и практичный

Сиденье радует формой и «фрикционными» качествами обивки

Сзади просторно, а двери открываются почти на 90 градусов. Пассажирам удобно

Под задними сиденьями — тайнички

Подушку заднего сиденья можно поставить вертикально и погрузить в салон что-то высокое

Теперь Jazz собирают в Китае


На этой иллюстрации автомобили «выстроены» по высоте открывания пятой двери — просторнее всего под дверью Ситроена, а вот в Nissan высоким водителям грузить багаж не так удобно — человек ростом 178 см стоит почти без зазора над головой
Citroen C3 Picasso

Honda Jazz

Kia Soul

Nissan Note

Багажник Ситроена — самый объемный и с самым широким проемом. Порадовал и Nissan — объем меньше, но тоже есть двойной пол, причем с двухсторонним настилом (дно багажника может быть ворсистым или гладким). Самый маленький багажный отсек у Kia — да к тому же с самой большой погрузочной высотой
Citroen C3 Picasso

Honda Jazz

Kia Soul

Nissan Note

Сложив задние сиденья, велосипед удалось загрузить во все четыре автомобиля: проще — в Jazz, а в Soul мы его еле впихнули — для этого пришлось извлечь из багажника пенопластовый вкладыш и отодвинуть пассажирское сиденье до упора вперед
Вот мы и подошли к разговору об управляемости. А ну-ка, девушки!Проехав на каждой из четырех машин около пяти километров, наши гостьи, не сговариваясь, назвали любимчиком Nissan Note: «Им проще всего управлять, он послушный, он легко разгоняется и тормозит». И ведь мы с ними согласны! В частности, Nissan Note порадовал лучшей настройкой электроусилителя руля: отличная обратная связь! Две дамы нашли несколько теплых слов в адрес Джаза. И мы вновь понимающе кивнули: автомобильчик устойчив на прямой, плавно, но точно реагирует на действия рулем. Чуть портят картину низкая чувствительность и «размытое» реактивное действие на руле. И все же в итоговом протоколе мы подняли Джазу оценку управляемости — за наличие системы стабилизации (для Джаза это базовое оснащение, Note предлагает ESP лишь в топовой версии Tekna, а Soul и C3 Picasso — как опцию).


Салон Ниссана можно назвать неброским, а можно и скучным

Водители ростом до 185 см сочтут эти сиденья удобными

Диван двигается взад-вперед целиком (диапазон перемещений — 15 см), а спинки складываются по частям

Citroen C3 Picasso

Honda Jazz

Kia Soul

Nissan Note

Ситроеновский бардачок — с охлаждением, на Джазе аж два перчаточных ящичка, но всех переплюнул Кia: внутри бардачок алый!
Прогноз читателей Авторевю
Накануне этого теста посетителям интернет-сайта http://www.autoreview.ru мы предложили ответить на вопрос: «Какому из автомобилей-участников очередного теста Авторевю вы отдали бы предпочтение?»
Вот как распределились голоса:
Honda Jazz - 35,65%
Citroen C3 Picasso - 29,04%
Nissan Note - 19,30%
Kia Soul - 16,01%
Проголосовало 32493 человека
Экспертные оценки Авторевю


Черным обозначены данные производителей, красным — результаты измерений Авторевю
* Погрузочная высота


Лосиный тест

Самое правильное и понятное поведение в повороте на счету Ноута, но система стабилизации есть только в топовой комплектации Tekna

Jazz радует системой стабилизации уже в базовой комплектации

Даром что самый высокий, Soul на своей жесткой подвеске проходит повороты с минимальными кренами

Хорошо настроенная система стабилизации помогла Ситроену развить отличную скорость на «переставке»
Результат Хонды скромнее — 80,1 км/ч.
Наращивая скорость, испытатель столкнулся с проявлением избыточной поворачиваемости. Впрочем, система стабилизации эффективно конвертирует занос в безопасное скольжение четырьмя колесами. Главное, успеть повернуть руль на большой угол: чувствительность оказалась недостаточной, а реактивное усилие при быстром вращении — слишком «густым».
Из-за слабых реакций на поворот руля один из «разовых» водителей не смог чисто выполнить маневр.
Kia Soul разогнался до 75,6 км/ч — хорошая скорость для автомобиля, не оснащенного системой контроля устойчивости. Улучшить результат помешали заносы, причем автомобиль очень вяло реагировал на корректирующие действия.
Из «добровольцев» с заданием не справился один: вопреки ожиданиям машина пошла по более крутой траектории, вернувшись на «свою» полосу раньше, чем того требовала разметка.
Близкий результат показал и Nissan Note, также без системы стабилизации — 75,1 км/ч. Вплоть до предельной скорости автомобиль шел по траектории удивительно точно, без намека на скольжения. Но затем последовал резкий срыв в занос, погасить который оказалось сложно.
На скорости 65 км/ч Nissan был безупречен: никто из «разовых» водителей не допустил ошибок.

Испытание «Аварийная ситуация» позволяет оценить надежность управления автомобилем при объезде внезапно возникшего препятствия. В серии заездов эксперт определяет предельную скорость выполнения маневра, а пять водителей, уже познакомившись с автомобилями в штатных режимах движения, на скорости 65 км/ч с первой и единственной попытки пытаются объехать «лося» и вернуть машину на свою полосу
Свет
Наиболее эффективный ближний свет предлагают Nissan, Kia и Citroen: пешеход, стоящий на обочине в 80 метрах от автомобиля, хорошо виден. Jazz освещает только ноги пешехода. Дальний свет лучше у Ситроена — яркий и по-настоящему дальний. Хорош он и у Ниссана, а вот Honda и Kia светят вдаль более тусклыми желтыми пучками, хотя пешехода, стоящего на расстоянии 160 м, видно неплохо
Citroen C3 Picasso
Ближний свет. Пешеход стоит в 80 метрах от автомобиля

Ближний свет. Пешеход стоит в 80 метрах от автомобиля

Дальний свет. Пешеход стоит в 160 метрах от автомобиля
Honda Jazz
Ближний свет. Пешеход стоит в 80 метрах от автомобиля

Ближний свет. Пешеход стоит в 80 метрах от автомобиля

Дальний свет. Пешеход стоит в 160 метрах от автомобиля
Kia Soul
Ближний свет. Пешеход стоит в 80 метрах от автомобиля

Ближний свет. Пешеход стоит в 80 метрах от автомобиля

Дальний свет. Пешеход стоит в 160 метрах от автомобиля
Nissan Note
Ближний свет. Пешеход стоит в 80 метрах от автомобиля

Ближний свет. Пешеход стоит в 80 метрах от автомобиля

Дальний свет. Пешеход стоит в 160 метрах от автомобиля
Обзорность
Citroen C3 Picasso

Honda Jazz

Kia Soul

Nissan Note

Зеркала у всех четырех машин крупные, оценку за обзорность мы снизили только Kia — за маленькое заднее окно. Без парктроника (он доступен на более дорогих версиях) парковаться на этом автомобиле сложно
Безопасность
Citroen C3 Picasso, Kia Soul и Nissan Note в базовых версиях оснащаются двумя фронтальными подушками безопасности, АБС, передними ремнями с преднатяжителями и ограничителями усилия, а также креплениями Isofix. В более дорогих версиях есть боковые подушки безопасности и система стабилизации (в Ситроене — как опция), а Kia и Citroen оснащаются еще и занавесками безопасности. Особняком стоит Honda Jazz: все перечисленное есть уже в начальной комплектации.
Nissan Note был испытан по методике EuroNCAP 2002 года. Фронтальный и боковой краш-тесты автомобиль выдержал хорошо, но передняя панель была признана травмоопасной, а удар о столб не проводился — на машине отсутствовали занавески безопасности. В итоге — четыре звезды из пяти возможных. За безопасность пассажиров-детей Note заработал три звезды из пяти: оценка была снижена из-за лопнувшего во время бокового краш-теста крепления Isofix, но компания Nissan сразу же приняла меры по устранению дефектов. Защита пешеходов проработана на две звезды из четырех — передняя кромка капота слишком жесткая.
Остальные три машины подверглись краш-тестам уже по новой методике EuroNCAP. Kia Soul и Honda Jazz заработали максимальные пять звезд, а Citroen C3 Picasso — четыре. Вся троица отлично защищает седоков при фронтальном и боковых ударах, но наибольшее количество баллов, даже несмотря на травмоопасную переднюю панель, набрал Kia Soul. В отстающих — Honda Jazz: во время фронтального краш-теста пол под ногами манекена водителя деформировался и педали сильно сместились навстречу ступням. Передние сиденья Джаза и Соула хорошо защищают шеи седоков при ударе сзади, а вот кресла Ситроена плохо оберегали манекены от «травм» во всех трех стендовых ударах.
По части безопасности малолетних пассажиров вновь лидирует Kia Soul, в салоне которого были установлены креслица Fair G0/1. Citroen C3 Picasso и Honda Jazz отстают незначительно — обе машины проходили испытания с детскими креслами Britax Roemer Duo и Baby Safe.
К пешеходам наиболее дружелюбна Honda, рейтинг двух других машин ниже среднего.
За превентивную безопасность больше всех баллов набрал Kia Soul, но это результат для автомобилей в европейской спецификации, у которых ESP входит в базовую комплектацию. В России система стабилизации предлагается только в исполнении Люкс, поэтому итоговая оценка корейского хэтчбека снижается до четырех звезд из пяти возможных. Точно так же эксперты EuroNCAP пенализировали Citroen C3 Picasso (на базовые версии систему стабилизации заказать нельзя), а вот пятизвездочный рейтинг Хонды актуален как в Европе, так и в России.
КАСКО
Дмитрий ДРОБЫШЕВСКИЙ
Как всегда, мы обратились в несколько страховых компаний — «референсный» Ингосстрах, где страхуют любые автомобили и предлагают максимум услуг, и к страховщикам, рекомендованным дилерами.
Honda Jazz оказалась самой дешевой для страхования — 5,97% от цены автомобиля в компании Мегаполис. Немного дороже стоит КАСКО на Kia Soul — 6,31%, причем тариф будет одинаковым и в автосалоне дилера, и в офисах компании Ингосстрах. Практически за эту же цену (6,39%) Военно-страховая компания застрахует Nissan Note, а вот поклонникам французской машины придется раскошелиться в Ингосстрахе минимум на 8,22% от ее цены. Столь высокие тарифы представители страховых компаний объясняют востребованностью небольших машин у малоопытных водителей, но для водителей с большим стажем дается незначительная скидка.
Различаются не только тарифы, но и условия страхования. Так, в Ингосстрахе больше зона покрытия полиса (не только Россия, но и страны СНГ). Компания Росгосстрах — единственная без доплаты предложит услуги аварийного комиссара и у нее наибольшая скидка за безаварийную езду, а ВСК и Мегаполис готовы на четыре месяца и без дополнительной платы предоставить рассрочку по оплате полиса.
Что почем?*

Гарантия — два года без ограничения пробега, но она не распространяется на механизм задних тормозов, тормозные диски, детали сцепления, ремни привода навесных агрегатов, амортизаторы, детали выхлопной системы, обшивку сидений и салона, коврики, ручки и клавиши управления, ручки дверей и колеса.
Продажей автомобилей Citroen занимаются 40 дилерских центров в 27 городах России.
Kia Soul с бензиновым мотором 1.6 (124 л.с.) тоже предлагается только с механической коробкой передач. Хэтчбек в базовой комплектации Комфорт с двумя подушками безопасности, АБС, кондиционером, полным электропакетом, CD-проигрывателем, противотуманными фарами и легкосплавными колесами стоит 599 тысяч рублей. Kia Soul в исполнении Люкс (добавлены боковые подушки и занавески безопасности, система стабилизации, подогрев передних сидений и задний парктроник) стоит 649 тысяч рублей — на 2000 рублей дешевле, чем Citroen C3 Picasso 1.6 (115 л.с.) с таким же оснащением. Столько же стоит Kia Soul в базовой комплектации с турбодизелем 1.6 (128 л.с.), а версия Люкс с четырехступенчатым «автоматом» (автоматические коробки — только в паре с дизелем) — 699 тысяч рублей. Автомобили есть у продавцов, а после покупки можно заказать один из многочисленных наборов кузовных наклеек-«татуировок».
Гарантия — пять лет или 150000 км, но эти условия распространяются только на кузова без элементов обивки и двигатели без навесного оборудования. Более «широкая» гарантия действует в течение трех лет или 100000 км пробега, но и здесь масса ограничений. Под условия гарантии не попадают приводные ремни, высоковольтные провода, топливные форсунки, диски сцепления, тормозные колодки и диски, резиновые шланги и патрубки, резиновые чехлы шарниров приводов, световые приборы, стекла кузова, хромированные элементы кузова и интерьера. А гарантия на аккумуляторную батарею, заправку кондиционера хладагентом (в случае выхода из строя элементов системы кондиционирования) и элементы системы выпуска отработанных газов — всего один год.
Продажей автомобилей Kia занимаются 137 дилерских центров в 73 городах России.
Honda Jazz продается в России только с двигателем объемом 1,3 л (100 л.с.). Цены — от 615 тысяч рублей, но уже в базовой комплектации шесть подушек безопасности, система стабилизации, климат-контроль, обогрев передних сидений, CD-проигрыватель и даже электропривод складывания боковых зеркал. На этом фоне кажутся недоразумением задние механические стеклоподъемники. Honda Jazz с шестиступенчатой роботизированной коробкой передач стоит 645750 рублей, а топ-версия с панорамной крышей, полным электропакетом, датчиками света и дождя, противотуманными фарами и легкосплавными колесами — 742610 рублей. Автомобили, причем во всех комплектациях, есть в наличии у дилеров.
Гарантия — три года или 100000 км пробега, но она не распространяется на приводные ремни, свечи зажигания, диски сцепления, колеса, резиновые втулки деталей подвески, тормозные колодки, диски и барабаны, прокладки различных типов (кроме прокладки головки блока цилиндров), сальники, щетки электродвигателей и хладагент в системе кондиционирования воздуха.
Продажей автомобилей Honda занимается 61 дилерский центр в 36 городах России.
Nissan Note с двигателем 1.6 (110 л.с.) в начальной комплектации оснащается двумя подушками безопасности, АБС, кондиционером, передними электростеклоподъемниками, подогревом передних сидений и электроприводом зеркал. Цена такого хэтчбека — 624700 рублей, что на 43700 рублей дороже, чем богаче оснащенный Citroen C3 Picasso 1.6 (115 л.с.). Nissan Note 1.6 с четырьмя подушками безопасности, задними электростеклоподъемниками, CD-ресивером, датчиками света и дождя, противотуманными фарами и легкосплавными колесами можно купить за 666400 рублей, а версия с системой стабилизации, климат-контролем, CD-чейнджером и обивкой сидений с кожаными вставками продается за 694100 рублей. Доплата за четырехступенчатый «автомат» — 26200 рублей. Кроме того, есть Nissan Note с двигателем 1.4 (88 л.с.) — он стоит 562500 рублей, но, как и в случае с базовым Ситроеном, за кондиционер придется доплатить. Автомобили есть у продавцов, причем на машины 2008 года выпуска действует скидка — от 90 до 115 тысяч рублей. А в конце лета должны начаться поставки обновленных автомобилей.
Гарантия — три года или 100000 км пробега. Ограничения минимальны и распространяются на свечи зажигания, приводные ремни, диски сцепления, тормозные диски и колодки.
Продажей автомобилей Nissan занимаются 76 дилерских центров в 50 городах России.
* Цены указаны по состоянию на 15 июля 2009 года
Альтернатива
Сегмент субкомпактных универсалов и хэтчбеков повышенной вместимости в России пока развит слабо, и все же выбор есть.
Из самых доступных — высокий хэтчбек Suzuki SX4 (1,6 л, 107 л.с.), который в базовой переднеприводной версии с двумя подушками безопасности, АБС, кондиционером, электропакетом и подогревом передних сидений нынче стоит всего 475 тысяч рублей. Машина с «автоматом» предлагается за 580 тысяч рублей, а полноприводный SX4 (только с «механикой») можно купить за 597 тысяч рублей. Подробности — в АР №17, 2006. Близнец Fiat Sedici с учетом скидок обойдется даже дешевле — от 550 тысяч рублей за версию с «автоматом».
Однообъемник Hyundai Matrix дебютировал восемь лет назад, а в прошлом году пережил масштабный рестайлинг. Базовая версия с двигателем 1.6 (103 л.с.), одной подушкой безопасности, кондиционером и электропакетом стоит 499900 рублей, а модификация с мотором 1.8 (123 л.с.), двумя подушками безопасности и АБС — 572900 рублей. Подробности — в АР №21, 2002.
Близкой к тестируемым автомобилям функциональностью обладают и универсалы класса B+, но в России они представлены лишь моделью Skoda Fabia Combi (АР №24, 2007) калужской сборки. Цена — от 509 тысяч рублей за версию с мотором 1.4 (86 л.с.), одной подушкой безопасности, АБС и передними электростеклоподъемниками. Универсал с двигателем 1.6 (105 л.с.) можно купить за 549 тысяч рублей. Столько же стоит компактный «каблучок» Skoda Roomster 1.4, причем в эту цену включен кондиционер, а версия с мотором 1.6 стоит от 589 тысяч рублей. Подробности — в АР №24, 2006.
Opel Meriva без серьезных изменений выпускается с 2003 года и скоро уступит место новой модели. Версия с мотором 1.4 (90 л.с.), двумя подушками безопасности и АБС стоит 583 тысячи рублей, а Opel Meriva 1.6 (105 л.с.) — минимум 619600 рублей. Подробности — в АР №8, 2005.
Не молод и Ford Fusion — выпуск начался семь лет назад. Цены — от 597600 рублей за модификацию с мотором 1.4 (80 л.с.), четырьмя подушками безопасности, АБС и противотуманными фарами. Версия с двигателем объемом 1,6 л (100 л.с.) стоит минимум 628600 рублей. Подробности — в АР №12, 2006.
Стоит обратить внимание и на более крупный Volkswagen Golf Plus, который совсем недавно подвергся рестайлингу (АР №11, 2009). Базовая версия с двигателем 1.4 (80 л.с.) стоит 623 тысячи рублей и оснащается шестью подушками безопасности, АБС, кондиционером и электропакетом.
* Все цены указаны по состоянию на 3 августа 2009 года
Источник: Авторевю