Хоть в этот раз ехали и не джазе, все же отпишусь сюда о закончившемся в середине августа моем Евротрипе по маршруту Варшава -- Берлин -- Ганновер -- Амстердам -- Брюгге --- Париж -- Ла-Рошель -- Коньяк -- Бордо -- Памплона -- Барселона -- Марсель -- Ницца -- Милан -- Брешиа -- Вена -- Прага -- Вроцлав -- Варшава (
http://maps.yandex.ru/?um=RD9pAPqe0mZQVV7dIpRayOebPj7JL3b4&l=map).
Цифры
Дней — 16
Пробег по одометру — 6923 км
Посещено стран -- 9, две из них дважды
Самая южная точка — 41° с. ш.
Самая северная точка — 52° с. ш.
Самая западная точка — 2° з. д.
Самая восточная точка — 20° в. д.
Средний расход топлива — 8.1 л. на 100 км (toyota avensis 2009 г. в., 2.2 дизель)
Сожжено топлива — 564 л.
Дороги
Дороги в Европе в большинстве своем, конечно, отличные. Особенно те, которые отмечены на карте как автомагистрали. Обычные могут быть и похуже, хотя откровенно плохую встретили только один раз, где-то между Чехией и Польшей. Не на магистралях большинство перекрестков круговые, что, видимо, способствует низкой аварийности на дорогах. За 16 дней путешествия видели только одну аварию. Для сравнения -- в первый же день после прилета в Москву насчитал три аварии, пока с утра ехал на работу.
Без GPS-навигатора можно даже не соваться, в городах может быть настолько запутанный проезд, что удивляешься как тут местные-то ездят. В качестве навигатора мы использовали iGo -- весьма достойный софт, в подавляющем большинстве случаев не ошибается, хотя и по его мнению, мы пару раз ехали по полю.
Скоростной режим: на магистралях, в основном, разрешено ехать 130 км/ч (по-моему, только в Испании 120) -- то есть реально можно нормально ставить 140 на круиз-контроле и не париться. На обычных дорогах где-то 70-90 км/ч.
То, что в Германии на автобанах можно ехать с какой угодно скоростью, в большинстве своем, миф -- реально таких участков не много, и, как правило, они достаточно быстро заканчиваются. Большой плюс Германии -- абсолютно все дороги бесплатные. Хотя ходят слухи, что даже крупнейшей экономике Старого Света это уже не по карману, и скоро тоже появятся пункты «дорожных поборов».
Схемы оплаты дорог везде разные. Где-то (Австрия, Чехия) нужно покупать специальную наклейку на машину, которая дает право проезда по всем дорогам страны. Другой вариант -- на въездном пункте сразу происходит оплата за следующий за ним участок. Третий -- на въезде на пропускном пункте автомат выдает талон, на котором указано место заезда на магистраль, на выездном пункте этот талон сдается и, в зависимости от проеханного расстояния, происходит оплата. Сумма такой оплаты рассчитывается, исходя, примерно из 8 евроцентов за км (в разных странах может отличаться).
Водители
Про вежливость остальных водителей можно даже не упоминать -- не успеваешь включить поворотник, как тебя уже пропускают, даже в случаях когда ты должен по правилам уступать. Неадекватов на
дорогах практически нет, ездят все аккуратно, правила сильно не нарушают.
Топливо, заправки
Топливо стоит конских денег. Дизель, в среднем, 53-60 рублей за литр, бензин еще дороже. Если нужно сэкономить, то не нужно заправляться на АЗС, стоящих вдоль магистралей. Стоит лишь немного съехать в сторону, как цена может оказаться существенно ниже (с полного бака можно сэкономить 10-12 евро).
Встречаются полностью автоматические заправки, где оплата происходит карточкой (сначала идет холд достаточно большой суммы, порядка 130 евро, после окончания заправки списывается реальная сумма и холд снимается). На некоторых из них автомат отказывался принимать наши карточки (у нас было две карточки Альфа-банка, чипованная и обычная, привязанные к одному счету). Причем где-то отказывался приниматься чипованную, где-то обычную, а где-то обе. Принцип, по которому он это определял, для нас остался тайной.
Парковки
С парковками все очень плохо, особенно в крупных городах. Один раз вечером мы проездили около часа по окрестным кварталам (дело было в Париже), выискивая место, куда было бы можно хотя бы приткнуться. В итоге бросили уже где придется, потом вставали с утра пораньше и забирали машину, пока ее куда-нибудь не уволокли эвакуатором или не набросили на колесо специальный капкан, который снимается за полторы сотни евро.
Везде натыканы паркоматы. И хорошо если они принимают кэш. В том же Париже, надо было покупать где-то специальную парковочную карту, и потом уже ей рассчитываться в паркомате.
В центральной части городов есть еще, обычно, платные подземные парковки. Стоят, примерно, 2-4 ойро за час. Одна из разновидностей такой парковки называется P+R (Park+Ride), которая встречается, например, в Амстердаме (который славится своей особой «любовью» к автомобилистам). Суть следующая -- оставляешь за небольшую сумму машину на парковке, находящейся где-нибудь на краю города, взамен тебе дают либо велосипеды, либо билеты на общественный транспорт. Великов нам не хватило, пришлось брать билеты на трамвай.
Полиция
Полиция практически отсутствует на дорогах, ну, по крайней мере, мы ее почти не видели. При этом много радаров, перед которыми, как правило, висит предупреждение. Но на границе Бельгии и Франции мы попали на какую-то проверку, где перепотрошили всю машину с собаками. Видимо, их сильно напрягли русские на польской машине, едущие со стороны Амстердама, к тому же собака учуяла место в машине, где еще недавно лежала продукция голландского происхождения. Действовали они быстро и профессионально -- попросили отойти от машины, запустили таймер, по истечение которого (мне показалось что это было минут 7-10) извинились, сами сложили аккуратно все вещи обратно в багажник и отпустили. На прощание полицейский спросил, есть ли легкий способ достать в России марихуану. Пришлось пожать плечами.
Отели
Одним из самых непонятных моментов до начала путешествия было бронирование отелей, с учетом того, что ты не можешь заранее предугадать, где именно ты окажешься в каждый конкретный день. В итоге было принято решение забронировать заранее только отель на первую ночь (в Варшаве), и на вторую (в Берлине). Решение, как оказалось, правильное -- всегда можно найти отель по любому бюджету непосредственно в нужный день, главное найти точку бесплатного WiFi. Booking.com тут безмерно рулит. В течение всего времени мы оказывались в совершенно разных условиях: от ужасного хостела в Милане до апартаментов в Барселоне, причем примерно за одни и те же ойро. В Марселе вообще жили в отеле, где все автоматизировано, там даже ресепшен отсутствовал -- на входе стоит нечто, типа банкомата: вводишь туда данные бронирования, получаешь ключ-карту от номера.
Однажды случился фэйл -- я перепутал даты, и ночевать пришлось в машине. Благодаря этому состоялось ночное купание в озере Гарда. Все остались довольны, включая удивленных жителей Сирмионе.
По факту, самым дешевым номером оказался номер во Вроцлаве, за 25 евро, самым дорогим -- в Амстердаме, за 95 евро. Речь идет о трехместном номере.
Немного фоток --
http://fotki.yandex.ru/users/ya-dfilatov/album/169677/
И напоследок о грустном: если вы не курите, не берите курильщиков с собой в попутчики -- придется останавливаться каждые полчаса
Задалбывает капитально.